Смекни!
smekni.com

Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков (стр. 4 из 15)

Гипоопека может иметь не только психологический, но и вполне материальный - социально-экономический фундамент. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, отсутствии у них родительской привязанности или неразвитости чувства ответственности. Взрослые вынуждены проводить на работе основную часть времени, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности способен негативно отразиться на бюджете семьи. Что же делать?

Конечно, помочь в этом случае могут бабушки и дедушки, однако не у всех они есть. В этом случае можно рекомендовать родителям составить хорошо продуманный и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки - пусть у ребенка будет полная свобода выбора. Он должен знать - времени на безделье и скуку у него нет. И еще одно замечание. Успех воспитания определяется не только количеством времени, проведенного с ребенком, но и его качеством. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. Один из популярных актеров в интервью признался, что очень мало общался со своим отцом из-за его постоянной занятости.

Особое место среди семей с гипоопекой составляют семьи наркозависимых и алкоголиков. О возможности существования наследственной предрасположенности к болезни было сказано выше. Здесь же остановимся на воспитательном потенциале такой семьи. Для детей алкоголиков и наркоманов значительно выше доступность одурманивающих веществ, они с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации. С другой стороны, дети воочию видят, к каким последствиям приводит использование алкоголя, наркотиков, эти вещества воспринимаются ими как причина семейной трагедии. Поэтому очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте такие мальчики или девочки высказывают твердые антинаркогенные установки - утверждают, что никогда и ни за что не будут использовать одурманивающие вещества, мечтают спасти своих родителей от болезни. Порой из таких детей вырастают ярые поборники трезвеннических традиций, избегающие любых форм наркотизации. Для них непереносимыми (и психологически, и физиологически) оказываются даже небольшие дозы одурманивающих веществ. Однако чаще всего развивается иной сценарий. Ребенок, став подростком, очень быстро знакомится с дурманом. Программа воспитания, заложенная родителями, начинает реализовываться. И это вполне объяснимо. Ведь именно в семье мальчик или девочка осваивает способы взаимодействия с окружающим миром, решения проблемных ситуаций, удовлетворения своих потребностей. В семье зависимых основной поведенческой схемой, используемой практически во всех случаях, является наркотизация. Молодой человек не владеет иными вариантами получения удовольствия, он не умеет преодолевать трудности, успокаиваться и т.д. без помощи дурмана. Стоит отметить, что сыновья или дочери зависимых часто используют для наркотизации иное вещество, нежели их родители. Дети наркоманов чаще становятся алкоголиками, дети алкоголиков - наркоманами. Психологи объясняют это тем, что, выбирая другое вещество, подросток противопоставляет себя родителям, доказывая свою «непохожесть». К тому же запах, вкус «вещества взрослых» у подростка может стойко ассоциироваться с теми неприятными переживаниями, которые ему пришлось пережить по вине родителей.

Дети алкоголиков и наркоманов нуждаются в особом внимании педагога. Поэтому обсуждению их проблем мы посвятили отдельную главу.

Для приобщения к наркотикам или алкоголю опасна не только гипоопека, но и, казалось бы, прямо противоположный тип семьи, связанный с гиперопекой в воспитании [34, c. 105-107]. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок или превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, или становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, такие дети совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, и делают это просто потому, что не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.

Таким образом, ошибки семейного воспитания могут подтолкнуть ребенка к пропасти наркозависимости. Но именно семья способна обеспечить ребенку и стойкий иммунитет к наркогенному соблазну. Сегодня уже не вызывает сомнения то, что эффективность педагогической профилактики напрямую зависит от степени включенности в нее родителей. Никакие самые современные методики, используемые педагогом, не принесут успеха, если формируемые антинаркогенные установки не находят поддержки в семье. Поэтому, продумывая варианты решения задач профилактики, в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы взрослые члены семы школьника стали вашими союзниками.

1.4 Влияние молодежных групп на подростков

Одними из первых наркотизацию взяли «на вооружение» хиппи (Личко А.Е., 1997). Это движение возникло в 60-х гг. XX в. на Западе среди подростков и молодежи как протест против грязной войны во Вьетнаме. Основоположниками движения хиппи были такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин [38, c. 45].

Ныне популярность этого движения в молодежной среде заметно снизилась. Однако и сегодня можно встретить на улице молодых людей в подчеркнуто неряшливой одежде, украшенных многочисленными «фенечками», со странным взглядом, одновременно выражающим доброжелательность к окружающему миру и отгороженность от него.

Идеология хиппи заключается в попытке совершенствования мира. Причем в противовес традиционным представлениям о том, что преобразования невозможны без насилия, а собственные интересы лучше защищать с оружием в руках, хиппи отрицают насилие, проповедуют естественные отношения среди людей и отвергают внешние ограничения, который общество накладывает на эти естественные отношения. Не случайно иерархия общин хиппи напоминает иерархию племен с соответствующими этой иерархии ритуалами, в том числе и ритуальным раскуриванием «косячка». Хиппи, отвергая ценности современного мира, пытались и пытаются вернуться в прошлое, построить общество, в котором не нужно стремиться к тому, чтобы «владеть, знать и властвовать», а достаточно просто «быть».

Хиппи - группы свободные и открытые. Они благожелательно принимают всех, что оказывается особенно привлекательным для многих подростков, не находящих понимания в своей семье. Среди хиппи широко распространено исповедование восточной философии буддизма, кришнаитства.

Одурманивание же здесь выступает как способ перехода сознания на более высокий уровень, позволяющий полнее и глубже познать священные тексты, окружающий мир и мир внутри себя, а также стать независимым от давления среды. Хиппи верят, что с помощью наркотика можно уйти от несовершенной действительности в иной мир, в котором царят мудрость и справедливость. В группах хиппи обычно распространено использование марихуаны, гашиша, эфедрона.

Именно в среде хиппи произошло зарождение и формирование психоделической философии, сегодня ставшей основой идеологии наркогенной субкультуры.

В конце 70-х гг. в Англии возникло новое движение - панки (от англ. punk- гнилушка, гадина).

В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей традиционной культуры. Вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленях, со шпильками в ушах и кольцами в носу, ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они вышли на улицы городов.

Постепенно не только складывалась идеология панка, но были заложены и формы его музыкального самовыражения, проявившиеся как в жестком звучании и внешней простоте и доступности, так и в манере игры,- «гаражные» записи производились на самодельных инструментах. Именно так формировался репертуар «Velvetunderground», «JggyPop», «SexPistols» (эти имена до сих пор не теряют своей популярности среди молодых людей). Панк-рок отличался не только своей громкостью, неритмичностью, диссонансами, но и неприятным для слуха скрежетом, визгом. Тексты изобиловали нецензурной бранью.