Основными формами, используемыми в информационной модели, являются лекционные занятия, семинары, конференции, мини-спектакли и т.д. Детям при этом отводится пассивная роль слушателей, поэтому эффект такого информирования оказывается невысоким.
Модель поведенческих навыков. Программы этой модели ориентированы на формирование у детей определенных умений и навыков поведения, позволяющих избежать приобщения к одурманиванию. Цель программ заключается не только и даже не столько в том, чтобы дать молодому человеку представление об опасности наркотиков, сколько в том, чтобы научить его правильно вести себя в ситуации наркогенного заражения.
Профилактика наркотизма сводится к тренинговой работе, своеобразному натаскиванию детей на отказ, когда поведенческая реакция возникает автоматически, лишь только появляется угроза наркогенного заражения. Но и у этой модели есть свои недостатки.
Во-первых, ситуации возможного наркогенного заражения чрезвычайно многообразны. Вряд ли молодой человек может освоить столь же много конкретных поведенческих схем. Во-вторых, поведенческая модель учитывает действие лишь внешних факторов, способных детерминировать наркотизацию (предложение со стороны окружающих). Внутриличностные характеристики (биологические, психологические особенности) остаются вне сферы внимания педагога. К тому же, предлагая подростку определенную схему поведения в ситуации наркогенного заражения (отказ от пробы), программа не учит его, как можно добиться решения своих проблем без помощи наркотиков.
Преимущественными формами организации обучения здесь являются психотерапевтические занятия, тренинги, ролевые игры и т.п.
Конструктивно-позитивная модель. Описанные выше программы носят запретительный характер. Однако природа не терпит пустоты, и опытный педагог знает - для того чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.
В отличие от информационной и поведенческой моделей модель конструктивно-позитивной профилактики носит альтернативный характер (Спрингер В., 1993). Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, способных провоцировать приобщение к одурманиванию, а также те функции, которые наркотики и другие наркогенные вещества выполняют в молодежной среде. Поэтому содержание программы в основном нацелено на обучение и помощь молодому человеку в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, предупреждение проблем, преодоление стресса и т.п.). Таким образом наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения [44, c. 280-287].
При реализации программ конструктивно-позитивной профилактики используются формы, обеспечивающие детям активное участие в процесс антинаркогенной подготовки, стимулирующие и творческую активность, - ролевые игры, тренинги личностного роста, проектная деятельность и т.д.
Большое внимание в программах конструктивно-позитивной профилактики уделяется формированию ценностного отношения несовершеннолетних к собственному здоровью, освоению приемов его укрепления.
Модель конструктивно-позитивной профилактики считается наиболее эффективной и активно используется в практике образовательных учреждений зарубежных стран. В отечественной же педагогической практике самой популярной остается информационная модель. Учителя, как и 10-15 лет назад, продолжают читать скучные лекции, устраивать встречи с врачами-наркологами, организовывать выставки специальной литературы, которая не интересна детям. Стоит ли удивляться тому, как оценивают такую профилактику сами несовершеннолетние? В ходе нашего исследования выяснилось, что лишь 3% (!) молодых людей считают сведения, поступающие от учителей, полезными, нужными, достоверными. Остальные 97% крайне скептически воспринимают попытки взрослых, уверены в том, что «учителя не разбираются в том, о чем говорят», «их наставления никому не пригодятся».
Конечно, сегодня мы нуждаемся в новых, современных формах и технологиях, которые бы позволили реально изменять ситуацию, связанную с молодежным наркотизмом. Безусловно, тут следует воспользоваться опытом, накопленным нашими зарубежными коллегами.
1.5.2 Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь каждый из нас сталкивается с конкретными проблемами, обусловленными возрастом воспитанников, наличием или отсутствием у них опыта наркотизации, особенностями отношения к аспектам проблемы. Для решения конкретных задач необходима разработка и своей модели педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей антинаркогенной деятельности педагога.
Для того чтобы упростить задачу правильного выбора, мы приводим характеристики некоторых организационных форм педагогической профилактики.
Формы организации педагогической профилактики среди подростков следующие.
Лекция. Это самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?
Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками, способными воспринимать большой объем информации на слух. Для учеников начальной школы и младших подростков лучше предложить мини-лекции (продолжительность которых не более 10-15 мин), являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и т.п.
Поскольку лекция предполагает определенные ролевые диспозиции участников: «лектор» и «аудитория», которая воспринимает готовую информацию не следует использовать при выступлении дискуссионные материалы, требующие обсуждения, неоднозначной оценки. Их целесообразнее вынести на круглый стол, в спор-клуб и т.п. Для лекции же больше подойдет фактический материал (особенности воздействия одурманивающих веществ на различные системы и органы человеческого организма, специфика развития зависимости и т.п.).
При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать лекцию, желательно провести экспресс-опрос среди учащихся, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация, которую вы хотите предложить, молодым людям уже хорошо знакома), во-вторых, личностную значимость информации для подростков (считают ли они ее нужной, интересной, полезной).
Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркотиков. Ведь такие «художественные преувеличения» способны вызвать недоверие аудитории к лектору, пробудить сомнения в его компетентности.
Следует избегать и еще одной крайности - избыточной информации. Нередко лектор для того, чтобы завоевать аудиторию, старается рассказать абсолютно все, что ему известно по данной проблеме, забывая о том, что далеко не каждая информация интересна и полезна слушателям. Полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, описание эффектов, вызываемых различными препаратами, способов приготовления наркогенных веществ, т. е. все то, что может спровоцировать знакомство с наркотиком.
Не нужно злоупотреблять статистическими данными, поскольку «устрашающие» цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию: «все уже попробовали, а я еще нет». Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией - родителями, педагогами.
Нередко для проведения антинаркогенных лекций в школу приглашают врачей, сотрудников милиции. Считается, что такие выступления специалистов более эффективны, чем лекции, подготовленные педагогами. Однако, как показывает наш опыт, далеко не всегда наркологи и работники правоохранительных органов оказываются хорошими ораторами. Ведь умение владеть вниманием аудитории, доступно и интересно излагать материал не входит в круг их профессиональных обязанностей. Участие специалистов целесообразно при проведении методических семинаров для педагогов, которые смогут впоследствии доступно и интересно передать полученную информацию своим воспитанникам.
В своем выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом (причем предварительно следует уточнить, правильно ли понимают эти термины учащиеся). Выступление не должно быть слишком «наукообразным», однако при этом не стоит и переходить на сленговые выражения. Часто педагог злоупотребляет сленгом для того, чтобы приблизиться к аудитории, стать «своим», придать выступлению большую доверительность. Эффект же, как правило, оказывается прямо противоположный. Подростки очень быстро улавливают «игру» взрослого, и психологическая дистанция между участниками лекции не сокращается, а, наоборот, возрастает. Скептическое отношение к выступающему переносится и на материал, который он сообщает.