Вопрос-ловушка строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Он позволяет определить уровень компетентности отвечающего - то, насколько можно доверять его ответам. В приведенном выше примере в список может быть включена выдуманная фамилия и несуществующее музыкальное течение.
Вариантом ловушки является и определенная последовательность вопросов в анкете. Так, после вопроса о наличии друзей, использующих наркотики, может идти вопрос о причинах, которые заставляют друзей подростка обращаться к наркотизации. Он выполняет функцию контрольного. Дело в том, что нередко молодой человек, стремясь скрыть наркогенный опыт своих приятелей (а возможно, и свой собственный), отрицательно отвечает на первый из вопросов, но во втором случае (поскольку не видит подвоха) выбирает варианты ответа. Это, в свою очередь, позволяет исследователю сделать вывод о неискренности отвечающего, более точно определить уровень распространения наркотизма в ближайшем окружении подростка.
Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию. Она содержит обращение к отвечающему («Дорогой друг», «Уважаемый старшеклассник»), формулировку цели исследования (отвечающий должен понять, для чего нужны его ответы), последовательность работы с анкетой (прочитать, выбрать, подчеркнуть или обвести и т.п.), а также благодарность респонденту за участие в анкетировании.
Следует подчеркнуть конфиденциальность анкетирования - в инструкции отмечается, что никто, кроме исследователя, не будет читать анкеты, индивидуальные результаты не будут сообщаться окружающим. Не нужно просить отвечающих подписать анкету. При использовании закрытого варианта анкет обращается внимание на невозможность установления авторства по почерку, а следовательно, и «безопасность» искренних ответов.
При проведении анкетирования у всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор. Следует убедиться, правильно ли поняли объяснения анкетируемые. Для этого им могут быть заданы несколько вопросов, касающихся технологии заполнения бланка. Инструктор должен подчеркнуть значимость искренних, правдивых ответов, а также то, что анализироваться будут не индивидуальные ответы, а результаты, полученные от всей аудитории в целом.
Независимо от конечной задачи исследования после его проведения следует обязательно уделить время обсуждению проблемы в целом, а также ситуации, сложившейся в конкретном коллективе. Это может быть беседа, дискуссионный клуб, подготовленный информационный листок и т.п. Главное, чтобы подростки убедились - их работа над анкетами оказалась нужной, полезной, а также задумались над тем, почему важна профилактика наркомании [53, c. 207-211].
Тренинговые занятия. Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем. Однако тут необходимо оговориться - мы имеем в виду именно тренинговые занятия, а не тренинги в полном смысле этого слова. Проводить тренинг может лишь квалифицированный специалист-психолог. К тому же собственно тренинговая работа может начинаться с подростками от 15 лет.
Несмотря на это, в практике педагогической профилактики могут быть использованы некоторые прием тренинговой работы, позволяющие детям «отработать» поведенческие навыки, помогающие избегать наркогенного заражения.
В ходе тренинговых занятий учащиеся получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к наркогенному соблазну, отпадает необходимость в обращении к одурманиванию как способу решения проблем общения.
Важная задача тренинга - развитие функции саморефлексии. Участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить, проявить. Это имеет большое значение для подростков, большинство из которых с раннего детства привыкают жить, пользуясь внешней оценкой родителей, учителей, друзей и др. Внешнее оценивание делает их особенно уязвимыми к негативному давлению среды, в том числе и наркогенному. К организации и проведению занятий - игр с элементами тренинга могут быть привлечены и учащиеся. Такой вариант работы приведен в брошюре «Помогая другим, помогаю себе».
Вне зависимости от того, на решение каких конкретных задач направлено тренинговое занятие (развитие коммуникативных качеств, коррекция негативных установок у детей из семей наркозависимых, формирование устойчивости к наркогенному давлению и т.п.), его содержание должно отвечать определенным требованиям [54, c. 65-68]. При их несоблюдении тренинговое занятие как форма психолого-педагогического воздействия может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс.
Педагог может пригласить для участия в занятиях детей из разных классов, подростков и их родителей, учителей школы и т.п. Однако не следует объединять вместе подростков, имеющих опыт одурманивания, и тех, у кого нет такого опыта, если тренинг непосредственно связан с формированием навыков избегания наркотизации. Делается это для того, чтобы у более опытных не возникал соблазн продемонстрировать свою осведомленность, поделиться знаниями.
Во время занятий обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Педагог, безусловно, ведет занятие, однако его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным. Ведь иначе из тренера он превращается в скучного, нудного ментора, а тренинг становится обычной «воспитательной беседой».
Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы.
Участие в тренинговых занятиях добровольное. Ни в коем случае нельзя принуждать подростка, даже если вы убеждены в том, что тренинг ему жизненно необходим.
Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывания, поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы. Аудио- или видеозапись занятия проводится только с разрешения членов группы. Это условие особенно важно для работы с трудными подростками, из семей зависимых или имеющих свой опыт использования наркогенных веществ. Молодые люди изначально недоверчиво относятся к предложению взрослого о сотрудничестве, с ними довольно сложно установить близкие, доброжелательные отношения. Малейшее подозрение в том, что педагог неискренен, способно вызвать распад группы, спровоцировать конфликт.
Участникам должна быть обеспечена и эмоциональная безопасность. Для тренинговых занятий характерен высокий накал страстей, в порыве чувств подростки могут становиться неадекватно резкими, высказывая негативные оценки по отношению к другому человеку. Педагог-тренер должен внимательно следить за тем, чтобы негатив не превышал объем позитивной информации.
Сценарий тренинговых занятий должен иметь определенную схему. Начальный блок (он может состоять из одного или нескольких занятий) включает в себя упражнения, направленные на знакомство участников группы друг с другом, создание теплого эмоционального фона, формирование единого коллектива. Основной блок предполагает реализацию конкретных задач занятия - овладение участниками специальными умениями и навыками. Заключительный блок направлен на анализ членами группы изменений, которые произошли с ними в ходе занятий, определение личностной значимости тренинговой работы.
Последовательность каждого занятия также определена. Первая его часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, этюдов, позволяющих подросткам включиться в процесс. Экономить время на разминке нельзя, поскольку от нее во многом зависит успех основной части занятия. В конце занятия обязательно должны подводиться итоги - участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы [8, c. 48-55].
Ролевые игры. Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять Функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.
Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: учащимся предлагается описание ситуации наркогенного заражения (участнику ситуации предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует. Выбирается группа подростков, изъявивших желание инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность.