Смекни!
smekni.com

Диагностика личности и внутрисемейных отношений (стр. 1 из 3)

Мной проведено психодиагностическое исследование подростка 11 лет по методикам:

1. Методика оценки личности с помощью теста «Дом-дерево-человек», автор Дж. Бук.

Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром и с конкретными людьми в частности.

2. Методика диагностики внутрисемейных отношений с помощью теста «Рисунок семьи».

Цель: диагностика внутрисемейных отношений.

Тест «Дом-дерево-человек».

Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.

Дом — трактуется как мнение субъекта о семье или его интерпретация отношения семьи к нему, внимательно рассматриваются фигура матери, автопортрет.

Дерево — базовый автопортрет, неосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них, отцовская фигура.

Человек — точка зрения субъекта на собственную персону. Идеальный образ субъекта. Концепция сексуальной роли субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом или специфическим взаимодействиям. Определенные фобии, обессивные убеждения. Лицо, особо неприятное субъекту из его окружения. Лицо, особо приятное из окружения. Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен. Рисунок человека позволяет оценить уровень развития интеллекта.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

При выполнении задания велась запись:

К выполнению задания подросток приступил сразу после получения инструкции. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Первым подросток нарисовал дом, следовательно, на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Подросток при выполнении рисунка дома сначала нарисовал стены, затем крышу, потом дверь и окно. Рисунок дерева выполнялся в следующей последовательности: ствол, ветви.Человек был изображен в следующей последовательности: голова, черты лица, туловище, руки, ноги.

Комментариев при изображении объектов не было. Эмоциональное состояние подростка слегка возбужденное. Результатом остался доволен.

Следует отметить ориентацию подростка в задании:

Подросток принял задания с минимальным протестом, что является хорошим начало. По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность, свидетельствует о быстром истощении. Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом. Однако, следует отметить, что ребенок упорно рисует, несмотря на трудности – это позволяет сделать вывод о хорошем прогнозе, энергичности.

Наблюдения за выполнением заданий позволяют сделать выводы о том, что полное отсутствие спонтанных комментариев может говорить о склонности подростка к замкнутости; качество рисунка низкое при небольшом времени, потраченном на выполнение задания, дает основание сделать вывод о наличии некоего аномального фактора.

Рисунок человека позволяет оценить уровень развития интеллекта 11-летнего подростка, но данный тест это не предусматривает в отличии теста Керна-Ерасека.

Мной был проведен пострисуночный опрос для получения комментариев по рисункам, выявления чувств, отношений, потребностей подростка. Подросток потерял интерес к рисункам после их изображения, от беседы отказался. Выражение «я не знаю» мной было истолковано, как неудовлетворительный ответ.

При анализе рисунков теста «Дом-дерево-человек» мы отметили отсутствие некоторых обязательных деталей: дом –труба, человек – уши. Отсутствие данных деталей может свидетельствовать о снижении уровня интеллекта у данного подростка по отношению к норме. Данное предположение подтверждает также сочетание использования минимума деталей с низким уровнем качества пропорциональных и пространственных отношений.

Произведем качественную оценку деталей рисунков по отдельности.

Дом

Дом изображен вблизи, что говорит об открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

Подросток поместил рисунок на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности.

Размещение рисунка ниже центра листа показывает, что ребенок чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение, а также ребенок чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Помещение рисунка внизу листа - генерализованное чувство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с временным значением:

правая сторона - будущее, левая – прошлое. Отметим, что рисунок дома расположен ближе к левой стороне листа, что показывает на акцентирование ребенком прошлого, импульсивность.

Контуры дома очень прямые, интерпретируется в тесте, как ригидность. Следует отметить жирный контур - генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша.

Профиль абсолютный - можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям).

Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) – чувство, что ребенок отвергнут, отстранен, не признан дома. Или ребенок испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Рассмотрим детали дома:

Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением - подросток получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно.

Стена - одномерная перспектива - изображена всего одна стена- выражена сильная потребность сохранить приятный "фасад" в межперсональных отношениях.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации - озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности - фиксация.

Крыша - сфера фантазии.

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация. Отсутствие трубы – ребенок чувствует нехватку психологической теплоты дома. Ребенок испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Двери, одна или несколько, парадные - первый признак откровенности, достижимости.

Следует обратить внимание на использование ребенком цвета.

Подросток использовал 3 цвета при изображении дома: красный, синий, коричневый. Хорошо адаптированный, не застенчивый ребенок обычно использует не менее 2 не более 5 цветов.

Цвет красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет синий - определенный депрессивный фон настроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.

Цвет коричневый - если штрихование коричневым цветом не применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосы человека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.

Человек.

Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека, воображения как источника наслаждения.

Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Шея пропущена - субъект находится под властью своих впечатлений.

Плечи - признак физической силы или потребности во власти. Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности, жестокости..

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью. Рот слишком велик - оральный эротизм.

Черты лица изображены - стремление игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности.

Ноздри – примитивная агрессия.

Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Уши отсутствуют - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы обрамляют голову как клещи - подростком управляют враждебные чувства.

Тело символизирует мужественность.

Конечности.Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию. Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки заштрихованы - чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги акцентированы – грубость, черствость.

Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.