Источник человеческого ужаса – свобода, которой наделен индивид.
Феномен страха проступает уже в известном мифе о сотворении человека Богом. Рожденный страхом миф о падении и первородном грехе переходит в чувство подавленности, которое является специфической болезнью человека. Психология страха – неизбежный спутник западной цивилизации. Видный философ Макс Шелер заметил: «В истории ещё не появился такой великий психоаналитик, который освободил бы человека от этого смертного ужаса, от того чувства страха, который является эмоционально-импульсивной основой этого специфически иудейского-христианского мира идей».
В результате Уэллс делает вывод: страх – пожизненный удел человека, бремя избранной им свободы. В противоположность – точка зрения А. Моссо: он считал, что страх – это болезнь, которую надо лечить. Психологи, изучая такое состояние человека, определяли его как отрицательную эмоцию, обнаруживающую себя при возникновении реальной или мнимой опасности.
Страх парализует волю. Героем считали того, кто способен внутренней силой побороть в себе чувство ужаса. Страх представляли в виде демона или божества, для умилостивления которых приносили жертвы.
Феномен страха пытались объяснить, изучая человеческую физиологию. Декарт полагал, что страх имеет чисто физические причины, и поэтому искал в мозгу следы впечатлений от пережитого.
Описание методики эмоционально-образной трансформации
Активное Воображение
Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и полностью осознаёт происходящее.
Юнг доказал, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами. Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «Я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию «Я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Воображение не может быть активным, если в процессе не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие – символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.
Посредством нашего активного участия мы превращаем то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части нашего «Я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри нас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничеству между ними. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «Я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «Я». Джонсон доработал юнговский четырехфазный подход к Активному Воображению.
Фаза 1. Приглашение бессознательного. Смысл заключается в том, чтобы пригласить живущего в бессознательном создание поднять их на поверхность и установить с ними контакт.
Фаза 2. Диалог. Ведется разговор то с одной частью личности, то с другой. В ходе этого диалога выясняются желания, действия и чувства той или иной части личности.
Фаза 3. Ценности. Джонсон считает небходимым внести в это общение между притивоположными ценностями этические нормы для того, чтобы не было подчинения одной противоположности другой.
Фаза 4. Ритуалы. Джонсон отмечает, что должно произойти перенесение смысла из воображения в реальную жизнь.
Уровни Активного Воображения:
1. Выгодный обмен. Это самое практичное применение А.В. оно начинается с понимания факта, что человек состоит из многих противоположных частей. Каждая часть имеет свою потребность и желает принять участие в осознанной жизни чесловека. Когда это становиться понятно, то многие конфликты начинают осознаваться как столкновение разных частей «Я», которые по-разному смотрят на мир.
2. Теплая встреча. На этом уровне подход строится на установлении дружеских отношений с бессознательным посредством поднятия на сознательный уровень его образов, ослабления отрицательного воздействия автономной энергии, перевода их в сознание и примирения этих образов с «Я» человека.
3. Восприятие духовного аспекта. Этот уровень похож на то, что люди называют «видениями» - это выброс того, что средневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цель событий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такой силой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное «Я». В течении какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.
В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений внешней реальности, переживаемый как единица содержания сознания в отсутствии соответствующей актуальной стимуляции. (Информационный источник ОСф преимущественно является содержанием памяти, независимо от того, по каким каналам эта информация была в нее заложена. Вместе с тем, это не исключает возможности других способов «информационного питания» Осф)
В этом смысле он является вторичным образом. Образы памяти, как известно, - основа для образов воображения. Образная сфера входит в качестве подсистемы в систему сенсорно-перцептивной организации, которая является частью психологической макроструктуры человека – индивид, субъект, личность. Образная сфера, следовательно, - многоканальная система психического, являющаяся единой многогранной многоуровневой динамической саморегулирующейся системой, которая за счет возможности воссоздания непрерывного мысленного контакта с реальностью (мира и себя) обеспечивает адекватное отражение и регулирование.
Также Гостев рассматривает образы в зависимости от общего состояния бодрствования. Образы бодрствующего состояния сознания являются «строительным материалом» сознания. Образы различной модальности могут быть как произвольными, так и непроизвольными, иметь различную степень яркости, отчетливости. Гостев различает «образы-воспоминания» (соответствующие ситуативной памяти), «образы-воспроизведения» (соответствующие фактической памяти) и «образы-представления» (как обобщенные воспоминания имевших место событий и ситуаций). Основанием для их разделения является их различие в эмоциональном компоненте образа: эмоционально нейтральные образы воспроизведения и эмоционально окрашенные образы воспоминания.
Образы-воображения
Проблема воображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображение понимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Выделяются различные приемы трансформации образов:
¨ Агглюкинация;
¨ Акцентирование;
¨ Гиперболизация;
¨ Интерполяция;
¨ Экстраполяция.
Основная функция воображения заключается в том, что оно позволяет познавать то, что субъект не воспринимал, т.е. отсутствующее в опыте. Фантазия, соответственно, расширяет возможности познания, восполняет пробелы в знаниях, в частности, компенсирует интеллектуализацию в отражении реальности. Перекомбинация опыта в субъективно новые сочетания в фантазии дает возможнгость человеку выйти за рамки «одномерной логики» причинно-следственных связей обыденной реальности. Воображение тесно связано с опережающем отражением различного уровня. Оно необходимо, например, для предвидения и осознания перспектив общего развития.
Воображение является аспектом мышления. В частности, перекомбинирование информации, которой располагает субъект (суть фантазий), выступает как один из механизмов творческого мышления. Аристотель считал, что мышление частично является воображением, а частично суждением. Согласно Вундту, деятельность фантазии представляет собой мыщление в образах. Воображение выступает дополнительным механизмом творческого мышления, осуществляющим избыточное моделирование возможных состояний объекта.