Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов (стр. 6 из 12)

Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, всякое человеческое действие имеет не только объективное значение, но и социальный личностный смысл, т.е. отношение мотива действия к его цели.(19). Чтение книги ради формального ознакомления с целью подготовки к экзамену, или ради удовольствия, доставляемого самим процессом чтения – психически совершенно разные действия. Сексуальное поведение также радикально меняется в зависимости от своего смысла, от того, какие именно потребности оно удовлетворяет. «Одна и та же» интимная близость может быть:

1. Средством релаксации, разрядки полового напряжения. Это элементарная форма сексуального удовлетворения, когда акцент делается на физиологических потребностях субъекта, а качества партнёра почти безразличны.

2. Средством прокреации, деторождения, когда важен не столько процесс, сколько его конечный результат. В чистом виде этот тип мотивации выступает в династическом браке, нуждающегося в наследнике, или в поведении одинокой женщины, которая сознательно использует мужчину, чтобы приобрести ребёнка. Эротические соображения играют здесь ничтожную роль, зато очень важны социальные или природные качества партнёра.

3. Средством рекреации чувственного наслаждения, выступающего как самоцель. Рекреативная мотивация оттеняет игровые аспекты секса: наибольшее значение при этом придаётся новизне и разнообразию эротической техники. Психологическая интимность при этом не обязательна, сексуальное удовлетворение партнёра входит в отношения как средство увеличения собственного удовольствия.

4. Средством познания, удовлетворения полового любопытства. Он особенно характерен для начинающих половую жизнь или конкретизируется вопросом «что представляет собой данный человек в сексуальном плане», но в любом случае партнёр выступает, прежде всего, как объект познания.

5. Средством коммуникации, когда половая близость выступает как момент психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияния двоих в единое целое. Это самый сложный вид отношений, куда все перечисленные выше мотивы входят как подчинённые компоненты. Коммуникативная сексуальность предполагает высочайшую степень индивидуальной изобретательности. Именно она обычно подразумевается, когда говорят о половой любви.

6. Средством сексуального самоутверждения, когда на первый план выступает потребность индивида проверить или доказать себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять. Этот мотив важен для подростков, у взрослых их гипертрофия обычно связана с чувством тревоги и неуверенности в себе.

7. Средством достижения каких-то внесексуальных целей, например материальных выгод (брак по расчёту), повышения своего социально-психологического статуса и престижа в глазах окружающих. В каждом случае преобладает ориентация на какие-то безличные социальные ценности и мнение окружающих.

8. Средством поддержания определённого ритуала или привычки. Например, супружеские поцелуи часто не имеют эротического смысла, но подчёркивают устойчивость, стабильность существующих отношений.

9. Средством компенсации, замены каких-то других недостающих форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Донжуализм служит компенсацией бедности эмоциональной жизни. Типичная черта компенсаторной сексуальности – её вынужденный помпульсивный характер и постоянная неудовлетворённость субъекта её результатами. Как и при изучении прочих форм компенсаторного поведения, главное то, что именно индивид старается компенсировать сознательно или бессознательно: восполнить существующий дефицит эмоционального тепла, заглушить агрессивные импульсы и т.д.

Множественность мотивационных схем сексуального поведения подчёркивает его сложность. Понять личностный смысл того или иного действия только на основе поведенческих индикаторов, например, оценить семейное благополучие по количеству поцелуев (так делали в 40-х годах некоторые американские социологи) невозможно. Каждый из этих мотивационных синдромов относительно автономен, а в зависимости от него меняется даже последовательность психосексуальных реакций. Например, релаксационная модель предполагает, что физиологическое половое возбуждение предшествует эротическому воображению, а рекреационная модель – обратную последовательность, но фактически разные мотивы большей частью переплетаются, затрудняя их доминанты. Кроме того, в ходе развития психосексуального контакта (тем более длительного межличностного отношения), один мотив может перерастать в другой, изменяя тем самым природу этого отношения как целого (например, флирт перерастает в серьёзное увлечение). Эти мотивы зачастую не осознаются, а полностью не осознаются никогда вообще. Недаром в психологии сексуальности особенно широко применяются теория защитных механизмов З.Фрейда и её различные современные модификации.(3)

Связь индивидуального «сексуального сценария» с ценностными ориентациями культуры и её отношение к сексуальности менее всего проявляется в таких механизмах морального контроля, как чувство стыда и вины. Хотя психологические и культурологические содержания этих понятий и их соотношений достаточно проблематичны, они всегда присутствуют в сексуальной сфере. Стыд ограничивает внешние проявления сексуальности, которые могут быть осуждены окружающими, вина распространяется и на самые интимные внутренние переживания. Развитость сексуального стыда и вины зависит, прежде всего, от характера культуры: чем настороженнее её отношение к сексуальности, тем сильнее будет у членов общества чувства, тормозящие её проявления. Однако здесь есть значительные индивидуальные вариации. Как показывают специальные исследования, развитое чувство «сексуальной вины» затрудняет вербализацию эротических переживаний, иногда снижает половое возбуждение, сильно влияет на восприятие эротических материалов. Статистических норм здесь не существует, но избыток «сексуальной вины», обычно коррелирующий с общей эмоциональной скованностью, отрицательно влияет на сексуальность и может полностью парализовать её. Напротив, отсутствие всякого механизма нередко ведёт к распущенности и деиндивидуализации половых отношений. Уже автору «Камасутры» было известно, что мужчины и женщины играют разные роли. Можно сказать, что их понятия о наслаждении различны (ч.2, гл.1).

По мнению Айзенка, главное различие между полами заключаются в том, что мужчины имеют больше либидо, чем женщины, причём мужские эротические запросы, а следовательно и значение для них этой сферы жизни не уменьшается с возрастом, по мере снижения фактической интенсивности половой жизни, тогда как женское либидо по мере свёртывания реальной половой активности убывает. Напротив сексуальная удовлетворённость женщин несколько выше, чем у мужчин.(50). С этим связаны и различия сексуальной терпимости, расторможенности, восприятия эротики и т.д.

Мастерс и Джонсон подчёркивают необходимость учитывать и совершенствовать, прежде всего, межличностную коммуникацию пары – способность к самораскрытию, выражению и расшифровке тонких эмоциональных переживаний и т.д.(35). Статистическое обобщение результатов парной секс-терапии 43 супружеских пар показало, что главные факторы успеха – повышение способности осознавать и принимать собственные эмоциональные переживания и одновременно разделять их с партнёром.(3).

Заслуживают внимания также некоторые неэротические социальные факторы, выходящие за рамки парных отношений. По данным Шнабля, работающие женщины, особенно занятые умственным трудом, отличаются более высокой сексуальной реактивностью, ведут более активную половую жизнь и получают большее удовлетворение от неё, чем домохозяйки. Вообще сексуальная удовлетворенность женщин значимо коррелирует с их общей сексуальной активностью и удовлетворённостью своей жизнью. У мужчин такой зависимости нет.(51). К тем же выводам приходят Штарке и Фридрих. Получаемое женское сексуальное удовлетворение зависит от психологических обстоятельств как чувство нежности любви к партнёру, ощущение близости с ним, удовлетворение от телесной открытости, радость сознания, что она является объектом восхищения, осознание собственной сексуальной компетенции.(36).

Камасутра классифицировала мужчин и женщин по размерам их половых органов, силе желания, быстроте наступления оргазма, предлагая «оптимальные» способы сочетания разных типов. Научно-психологические типологии основаны либо на простых эмпирических классификациях типов сексуального поведения по какому-то набору признаков, либо установленные взаимосвязи между характером сексуального поведения и отдельными личностными индивидуальными чертами субъекта, либо попытки найти общую связь сексуального поведения с типом личности на базе существующих психологических теорий.

На основе многолетних исследований Айзенк выделил 4 главных измерения (шкалы): Е – экстраверсию, N – невротизм, Р – психотизм, L – лживость. Экстраверсия измеряет такие взаимосвязанные черты как общительность, импульсивность, активность, беззаботность, живость и т.д. Те, кто имеет высокий показатель по этой шкале – экстраверты; противоположный полюс составляют интроверты, а посередине стоят амбиверты. Невротизм обозначает высокую эмоциональную возбудимость, подвижность эмоциональных реакций, которые предрасполагает индивида к обнаружению в стрессовых ситуациях невротических симптомов. Его индикаторами служат такие черты, как уныние, частая смена настроений, бессонница, нервность, чувство неполноценности, раздражительность. В отличии от экстраверсии и невротизма психотизм включает набор антиадаптивных и антисоциальных черт: неконтактность, жесткость, нечувствительность к чужим переживаниям, агрессивность и т.д. наконец, притворство включает такие черты как лживость, приспособленчество и т.д. На основе статистического анализа Айзенк выделил 12 основных факторов сексуального поведения: терпимость; удовлетворение; невротический секс (конфликт между влечениями и внутренними запретами); безличный неиндивидуализированный секс; порнография (отношение к сексуальному стимулированию); застенчивость, стыдливость; доминантность – подчинённость (отношение к идее сексуального равенства); сексуальное извращение; сексуальное возбуждение; физический секс (отношение к телесной стороне сексуальности) и агрессивный секс. Их укрупнение даёт 2 более общих суперфактора: «сексуальное либидо» (в противоположность низкому уровню сексуальных потребностей, сдержанности и скованности) и «сексуальное удовлетворение» (в противоположность половой неудовлетворённости, фрустрации и патологии). Как и предполагалось, экстраверты раньше интровертов и амбивертов начинают половую жизнь, чаще имеют сексуальные контакты и в более разнообразных формах: они придают больше значения эротической любовной игре, быстрее привыкают к сексуальным стимулам. Экстравертам легко даётся сближение с партнёром, они более гедонистичны, получают больше удовлетворения от своей сексуальности и не испытывают в связи с ней тревог или сомнений. Сдержанные и заторможенные интроверты тяготеют к более индивидуализированным, тонким и устойчивым отношениям, что часто сопряжено с психологическими проблемами и трудностями. Психотики имеют высокие показатели по либидо, предпочитают безличный секс, переживают сильное половое возбуждение и не признают никаких социальных и моральных ограничений. Однако, они редко удовлетворены своей половой жизнью и часто склонны к девиантному поведению. Их установки отличаются биологизацией пола в противоположность романтическим ценностям. Невротики часто имеют сильное либидо. Но не могут удовлетворить его из-за сильного чувства вины и тревоги по поводу своей сексуальной активности, а также трудностей в общении. Показатели сексуальной удовлетворённости у них ниже, чем у всех остальных. Секс часто кажется им опасным, а собственные влечения ненормальными. Здесь чаще всего встречаются психосексуальные проблемы и нарушения. Сексуальное поведение притворщиков отличается комформизмом. Придерживаясь ортодоксальных общепринятых в среде правил, они отрицают у себя наличие каких-либо необычных чувств и желаний. Обычно они избегают сексуальный эксперимент и видят сексуальность скорее в идеалистическом, чем в натуралистическом свете. Слабое либидо сочетается у них с определённой удовлетворённостью свое половой жизнью. По мнению Айзенка, эти личностно-поведенческие «синдромы» приблизительно наполовину обусловлены генетически, а наполовину социальными факторами. Айзенк, ссылаясь на экспериментальные данные, отмечает различие суточных биоритмов у экстра- и интровертов: первые переживают пик кортикального возбуждения вечером, а вторые – утром, что влияет на предпочитаемое время половой близости.(50)