Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции (стр. 2 из 9)

Также имеют место депрессии, не связанные с расстройствами настроения. В силу различных ситуаций человек всегда испытывает ту или иную эмоцию, и, как правило, не одну. Некоторые эмоции характеризуются психологической инертностью - однажды возникнув, они долго не угасают. Примером такой эмоции может служить печаль. Депрессия представляет собой целый комплекс эмоций и чувств, среди которых доминирует эмоция печали [8].

Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Представьте только, каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разве были бы мы способны к формированию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы возможность разрыва этих связей не вызывала у нас печали? И насколько человечными были бы мы, если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его горю?

Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали. Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает у нас печаль, но человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми [8].

Пожалуй, самую глубокую печаль у нас вызывает смерть. Смерть близкого друга или члена семьи - это невосполнимая утрата. Мы теряем человека, с которым были связаны долгими и прочными узами, которому посвятили многие часы своей жизни, с которым делили свои радости и беды. Подобная утрата дружеских, любовных отношений вызывает у нас горе.

Другой универсальной причиной печали является разочарование, особенно когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так, человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали [8].

Униполярные расстройства настроения можно подразделить на несколько разновидностей: дистимия (человек испытывает депрессивное настроение большую часть дня в течение последних двух лет, но тяжесть и устойчивость симптомов не удовлетворяют критериям тяжелой депрессии), расстройство приспособления с депрессивным настроением (когда индивид реагирует дезадаптивно депрессивным настроением на некоторый стрессор, оказывающий на него давление в течение последних трех месяцев; по завершении воздействия стрессора симптомы должны исчезнуть в течение шести месяцев; симптомы, вызванные утратой, сюда не входят) и большое депрессивное расстройство (глубокое и устойчивое депрессивное настроение или безразличие к удовольствиям на протяжении минимум двух недель, как правило сопровождается плохим аппетитом, бессонницей, психомоторной заторможенностью, утомляемостью, ощущением собственной никчемности, мыслями о смерти или суициде) [9].

Некоторые авторы считают дистимию разновидностью гипотимии - хронического снижения эмоциональности, угнетения всех психических процессов, снижения общей активности человека и его безразличия к внутренним и внешним стимулам. Но, в отличие от гипотимии – чистого расстройства эмоциональной сферы, дистимия, наряду с эмоциональными нарушениями, может иметь нарушения личностные [27].

Так же можно выделить и так называемое сезонное аффективное расстройство. Человек, по крайней мере, дважды в год испытывает состояние депрессии, возникающее в одно и то же время (чаще всего осенью или зимой), и полное освобождение от печального настроения наступает так же в один и тот же сезон (обычно весной). При этом человек не испытывает внесезонных депрессивных эпизодов и их сезонный характер сохранятемя большую часть его жизни [9].

Причинными факторами при униполярных расстройствах могут быть названы следующие:

1) биологические – среди них наследственные, биохимические, нейроэндокринные и нейрофизиологические факторы;

2) психосоциальные – стрессовые события жизни, такие как увольнение, разрушение значимых планов, возникновение неразрешимой проблемы, развитие соматического заболевания, смерть близкого и др.;

3) социокультурные факторы – отношение и роли принятые в данном конкретном обществе, семейное воспитание, этническая принадлежность и др. [7]

Данные факторы ложатся в основу ряда теорий депрессивных расстройств. В настоящее время наметилась тенденция к развитию интегративных "биопсихосоциальных" моделей депрессии [31].

Можно также выделить и половые различия при униполярной депрессии. Давно отмечалось, что клиническая депрессия (дистимия или униполярная депрессия) у женщин развивается примерно в два раза чаще, чем у мужчин. Эти различия существуют во многих странах мира за исключением некоторых случаев, наблюдаемых среди населения развивающихся и сельскохозяйственных стран. В Соединенных Штатах данное половое различие проявляется в подростковом возрасте и сохраняется до 65 лет, после чего, как складывается впечатление, исчезает.

Однако среди школьников депрессия чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек [9]. Какими теориями можно объяснить выявленные закономерности?

Существуют биологические теории. Согласно некоторым биологическим теориям, мужчины и женщины с одной и той же генетической предрасположенностью к расстройствам реагируют по-разному. Женщины чаще впадают в депрессию, а мужчины чаще становятся алкоголиками.

С точки зрения одной из психологических теорий сама особенность роли женщин в обществе располагает их к переживанию недостатка контроля над негативными событиями жизни. Это чувство беспомощности может проистекать из любого или всех перечисленных факторов: нищета; дискриминация на рабочем месте, ведущая к безработице или неполной занятости; относительный дисбаланс власти во многих гетеросексуальных отношениях; частое физическое или сексуальное насилие, направленное против женщин (либо в настоящем, либо в детстве); ролевая перегруженность (например, статус работающей жены и одновременно - матери), а также меньший воспринимаемый контроль над чертами, которые мужчины ценят при выборе спутницы жизни (например, красота, стройность и молодость). Есть, по крайней мере, отдельные свидетельства в пользу того, что все эти состояния сопряжены с частотой депрессии, превышающей ожидания [9].

Другая любопытная гипотеза гласит, что женщины иначе, чем мужчины, реагируют на депрессивное настроение, и, возможно, что именно эти другие реакции приводят к различиям в тяжести и продолжительности депрессии у женщин и мужчин. Руминации (умственная жвачка) подразумевают такие реакции, как попытки понять причины расстройства; плач, призванный снять напряжение, или разговоры с друзьями о своем состоянии. Известно, что руминации могут поддерживать или усугублять депрессию отчасти путем того, что сфокусированные на себе руминации заставляют людей чаще вспоминать негативные события, укрепляя тем самым порочный круг депрессии [9].

Мужчины, напротив, когда приходят в депрессивное настроение, чаще прибегают к отвлекающим занятиям, и отвлечение, похоже, снижает депрессию. Отвлечься можно, например, посетив кинотеатр, занявшись спортом или избегая мыслей о причинах депрессии. Происхождение указанных половых различий в реакциях на депрессию неясно, но если эта гипотеза будет подкреплена данными дальнейших исследований, из нее, несомненно, будет следовать превентивная стратегия для девушек, согласно которой их нужно учить отвлекаться, а не предаваться бесконечным размышлениям в ответ на депрессию [9].

В настоящее время имеющиеся данные наиболее согласуются с общей идеей о том, что многие гендерные различия в личностном и поведенческом стиле, уже существующие в детстве, оказывают влияние на возникающие проблемы отрочества так, что приводят к повышению риска развития депрессии у девочек-подростков.

Депрессивными расстройствами в свое время интересовался З. Фрейд [9]. В своей классической статье "Печаль и меланхолия" (1917) он отметил важное сходство, существующее между симптомами клинической депрессии (так иногда называют дистимию) и симптомами, наблюдаемыми при оплакивании потери близких. Фрейд также отмечал, что депрессия может развиваться в ответ на воображаемую или символическую потерю. Однако Фрейд отмечал различие между печалью и депрессией, говоря, что депрессивные люди обладают более низкой самооценкой и более самокритичны.