Смекни!
smekni.com

Гендерная специфика представлений об отцовстве (стр. 2 из 12)

Изучить содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного пола, имеющих и не имеющих детей;

Изучить содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного возраста, имеющих и не имеющих детей;

Выявить гендерную специфику представлений об идеальном отцовстве.

Разработать некоторые практические рекомендации по организации психологической работы в плане оптимизации представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве;

Эмпирическое исследование составило слабоструктурированное проблемно – ориентированное интервью.

Выборка – 15 мужчин, имеющих детей , 15 молодых людей, не имеющих детей; 15 женщин – матерей, 15 девушек, не имеющих детей. Всего 60 человек в возрасте 17-28 лет и 30-47 лет разных профессий.


Глава 1. Анализ научных исследований по проблеме отцовства

1.1 Родительство и отцовство как социальные институты

Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является синонимом родительскому отношению, в связи с чем исследователи, обсуждая проблему детско – родительских отношений, изучают, прежде всего, отношения между матерями и детьми.Так в литературе много внимания уделяется психологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека: Д. Боулби, М. Эйнсворт, Брутман В.И.,1996, Филиппова Г.Г., 1999; Батуев А.С., 1996, Волков В.Г., Садкова Ю.С., 1995; Баженова О.В., Баз Л.Л.,1993, Коваленко Н.П., 1998; Шмурак Ю.И., 1993; Радионова М.С., 1996 и др.

Родительство в каждой психологической школе называется весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими положениями авторов. Так, Э.Фромм, рассматривал родительство как фундаментальную основу развития ребенка; Э.Эриксон в своей эпигенетической конценции подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к их защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нем. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в классических западных теориях .

На протяжении более века американское общество дискутировало по поводу того, что значит быть "ответственным родителем". Если большинство дискуссий о матерях 6ыло о том, что они должны быть вне семьи (если вообще должны что-то делать), то темой дискуссий об отцах была их роль в семье: какую роль должны играть отцы в жизни детей помимо общепризнанной роли кормильца. В какой степени они должны брать на себя функции по воспитанию детей, а также представлять модель мужского поведения?

В настоящее время появляется все больше исследований, затрагивающих проблему личностного развития мужчин и тему отцовства, в частности (Гурко Т.А.,2000, Зидер Р.,2001, Кон И.С.,2003). Среди публикаций можно встретить работы как отечественных, так и зарубежных авторов, но лишь немногие из них дают определение отцовства.

Так, согласно точке зрения Маргарет Мид отец есть биологическая необходимость, но социальная случайность ( цитир. по: Кочубей Б.И.,1990). По мнению Э. Фромма, отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир (Фромм Э.). Как можно видеть, в этом определении делается акцент на непосредственные функции, связанные с отцовством. Как показали исторические и социологические исследования отцовства, данный феномен представляет собой социальное явление (Гурко Т.А.,2000). Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях (Кон И.С.,2002). При этом многие авторы, участвовавшие в социологическом и историческом анализе указывают на то, что дать определение отцовству независимо от главных аспектов материнства и общественных представлений о воспитании детей невозможно. Вместе с тем, они утверждают, что отцовство имеет четкую структуру, которая рассматривает его не просто как набор характеристик или моделей поведения конкретных мужчин или даже вариантов отношений отцов с детьми, а как многосторонний процесс, затрагивающий отцов, матерей, близких родственников, культурные условия и общественные институты. Исходя из этих размышлений, авторы все-таки определяют отцовство как продукт образа жизни, убеждений, побуждений, ценностных ориентаций и моделей поведения.

Сейчас, ввиду того, что количество разводов увеличилось, появился термин «ответственное отцовство». «Ответственный» значит «обязанный». Этот термин, как считает З.Х. Саралиева, содержит нравственное значение, потому что предполагает наличие отцов, попадающих под определение «безответственные». Считается, что мужчина, чье поведение является ответственным по отношению к ребенку, поступает следующим образом:

- он не заведет ребенка, пока не подготовится к этому морально и материально;

- он официально оформляет свое отцовство в случае рождения ребенка;

- он разделяет с матерью ребенка материальные затраты по содержанию младенца, начиная с момента беременности матери;

- он активно разделяет с матерью ребенка все заботы по эмоциональной и физической заботе о ребенке с момента рождения. (Саралиева З.Х.,2000).

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, справедливо констатировать наличие среди имеющихся точек зрения двух противоположных мнений. Согласно одному из них, отец необходим лишь для зачатия ребенка и в воспитании детей не оказывает никакого влияния на их развитие. С позиций второго подхода отец рассматривается как человек, наделенный всеми необходимыми качествами, которые в сочетании с женскими качествами дают крепкую основу для полноценного развития ребенка.

Необходимо отметить, что в современном обществе институт отцовства претерпевает существенные изменения. Например в ФРГ, государство, частично взяв на себя функции семьи, в том числе и функцию отца как лица, обеспечивающего благосостояние семьи, отбирает его у самих индивидуумов, членов семьи. Институт отцовства теряет свой сугубо экономический смысл (Гурко Т.А., 2000). Так, функции отца по материальному обеспечению и защите берут на себя уже различные государственные учреждения. В не зарегистрированных браках детям дается фамилия матери, а фундаментальная функция продолжения рода может быть передана некой организации, например, центру планирования семьи. Но, на наш взгляд, в противоречиях между государством и институтом родительства есть свои плюсы, так как происходит освоение новых функций и появляется новый тип отца, который много времени уделяет воспитанию детей. В результате происходит изменение самой задачи воспитания. Родители стараются развить в детях независимость и способность к достижению цели, сделать их конкурентоспособными, что обеспечит их будущее. Скорее всего, отец не теряет свои функции, которые на самом деле лишь усложняются ввиду происходящих изменений в обществе, а приобретает все новые функции. Это подтверждает и И.Г. Остроух, который говорит об освоении мужчинами новых функций, которые прежде входили в круг обязанностей матери. По его словам, современные отцы могут обладать четырьмя главными качествами: любить, понимать, помогать, давать необходимую для развития свободу.

Таким образом, как показывает анализ публикаций, материнство и отцовство рассматриваются сегодня как равные и желанные обязанности, мужчины более сознательно подходят к выполнению многогранной роли отца. Все больше авторов ставят под сомнение традиционное распределение ролей.

Так, давно доказано, что с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности (Кон И.С.,2003). Отношения мужчина-ребенок у различных народов, в разных культурах очень разнообразны: от тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов между ними.

Например, у народа Манус (Новая Гвинея), начиная с годовалого возраста отец берёт на себя практически всю заботу о ребёнке: уход, питание, воспитание. Отношения между мужем и женой почти враждебные, поэтому большой победой считается день, когда мать перестаёт кормить ребёнка грудью и отец отнимает его. Он забирает как сына, так и дочь, которую обычно передаёт на воспитание своей сестре. С сыном занимается исключительно сам: гладит ребёнка, дует на него, щекочет и играет с ним. По ночам они спят вместе, а днём посещают мужской клуб, куда женщинам заходить запрещается, но где может находиться любимая маленькая дочка (Кочубей Б.И.,1990).

Прямо противоположное наблюдается у народов Южной Африки и нашего Кавказа, где общение отца с ребёнком на протяжении нескольких первых лет жизни находится под строгим запретом. Если мужчина проявит хоть какую-нибудь ласку по отношению к ребёнку, он будет считаться опозоренным на всю жизнь. У народа Тонга нарушение этого запрета, по их представлениям, будет сопровождаться болезнью и смертью. Лишь после 7 лет отец с сыном могут поговорить друг с другом, но их отношения обычно натянутые и лишены каких-либо эмоций. Отец является строгим начальником, а сын должен подчиняться ему. Напротив, у кочевых племён Северной Аравии сын привязан к отцу, хотя их отношения также строятся по принципу подчинения. У племени Квома (Новая Гвинея), как и у Манус ребёнка отнимают у матери, но это происходит значительно позже (в 3 года), что ведёт к враждебным отношениям между сыном и отцом, которые могут смягчиться лишь только после обряда инициации. У южноафриканских бушменов уход за детьми полностью возложен на женщину, но с отцом сохраняются тёплые, дружеские отношения. Отец играет с ребёнком почти с самого его рождения. Постепенно отец обучает его охоте и правилам поведения. А вот отношения с дочерью становятся с каждым годом прохладнее. В целом, время общения с ребёнком составляет 20-30% от свободного (Кочубей Б.И.,1990).