Смекни!
smekni.com

Нейро-лингвистическое программирование (стр. 4 из 7)


4. Терапевтический аспект

НЛП развивалось, кроме прочих, ещё и специалистами, которые работали в психиатрических лечебницах. Ниже приводится взгляд с точки зрения НЛП на некоторые психопатологические явления[8].

Галлюцинации – это то, чем люди занимаются каждый день. Формальных различий между галлюцинациями и теми процессами, которые вы используете, когда я прошу вас вспомнить что-нибудь, будь то событие сегодняшнего утра, или запах аммиака, просто не существует. Однако, некоторая разница между обитателями психиатрических больниц и нормальными людьми всё же существует. Одно из различий – это то, что больные и здоровые живут в разных зданиях.

Большинство из психологов думают, что общаться с сумасшедшими трудно. Это отчасти верно, но отчасти это ещё и результат того, что они с сумасшедшими делают. Если некто ведёт себя немного странно – его удаляют с воли, накачивают транквилизаторами и помещают в закрытые бараки вместе с ещё тридцатью другими. За ними наблюдают 72 часа и говорят: «Чёрт! Он странно себя ведёт». Ну, уж из нас-то никто, конечно, не повёл бы себя странно.

В статье «Нормальные люди в безумных местах» описан следующий эксперимент. Социолог предложил группе здоровых, счастливых, готовых к выпуску студентов поступить в психиатрические больницы – ради эксперимента. У всех были диагностированы серьёзные проблемы. Большинство из них выбиралось обратно с колоссальными трудностями, поскольку персонал считал, что желание выбраться было проявлением их болезни. Более того, оказалось, что пациенты сознавали, что эти студенты не были сумасшедшими; персонал – нет.

Это что касается первого отличия. Другое серьёзное отличие – это отсутствие у больных стратегии различения между разделяемой (общепринятой) реальностью и неразделяемой. Стратегия здорового человека состоит в том, что он переходит в другую репрезентативную систему и наблюдает, есть ли соответствие первой системе.

Существует только два различия между нами и теми, у кого стоит официальный диагноз «множественная личность»: (1) отсутствие амнезии на то, как вы вели себя в данном контексте – находясь в другом контексте, вы помните о том вашем поведении; (2) вы можете выбирать, как реагировать в зависимости от контекста.

Постараемся выявить различие между кем-то, кто не знает, что его галлюцинации – это галлюцинации, и нормальными людьми. Различие это состоит лишь в том, что у нормальных людей есть стратегия выделения того, что является разделяемой реальностью, а что – нет. У всех людей имеются галлюцинации, но они касаются идей, а не вещей. Содержание галлюцинаций нормальных людей социально приемлемо.

Когда речь идёт о галлюцинациях нормальных людей, имеется в виду такое хорошо известное явление, как проекция. Например, вы галлюцинируете о том, в каком настроении находится человек – в плохом или хорошем. Зачастую ваше представление о его плохом настроении (о его агрессивности, злобности и т.д.) является проекцией вашего состояния. И, когда ваше представление об эмоциональном состоянии человека не соответствует той информации, которую вы получаете извне, то это просто отражение вашего внутреннего состояния.

Гриндер и Бендлер рассказали о том, как им удалось адаптировать к реальности одного из пациентов психиатрической клиники. Они дали ему задание – определить, какую часть его переживаний остальные люди в палате могут валидизировать. Они не говорили ему о том, что реально, а что – нет, а просто попросили назвать те переживания, которые другие люди могли бы с ним разделить. И тогда он научился – как научается ребёнок – говорить о тех частях реальности, которые являются либо социально приемлемыми галлюцинациями, либо чем-то, что люди хотят видеть, слышать или чувствовать. И это – всё, что ему было нужно, чтобы выписаться из больницы. Сейчас у него всё нормально. Он по-прежнему пьёт кровь из чашки, но делает это в одиночестве. Большинство психотиков именно тем и отличаются, что не умеют отличать разделяемую реальность от неразделяемой.

Очень многие люди не умеют этого делать. единственное различие состоит в том, что у психиатров есть другие психиатры, которые разделяют их реальность, так что получается хоть немного, да разделяемая реальность.

Бендлер много раз подшучивал над тем, как гуманистические психологи общаются друг с другом, когда собираются вместе. У них есть много ритуалов, которых нет, например, в электронной компании. Электронщики, приходя утром на работу, не держат друг друга за руки и не смотрят пристально в глаза друг другу в течение 5 минут. И когда кто-то из них видит, как другие делают это, то говорит: «Ну и ну! Странно!» И гуманистические психологи думают, что электронщики – люди холодные, бесчувственные, бездушные. Бендлер продолжает: для меня обе эти реальности – психотические, и я не знаю, какая из них является более сумасшедшей. Но если говорить о разделяемой реальности, то электронщики окажутся в большинстве.

Вы имеете выбор тогда, когда способны переходить из одной реальности в другую и иметь взгляд на то, что происходит. Именно неспособность приспособиться к иной разделяемой реальности является самым ярким признаком психоза.

Один из наиболее мощных инструментов для коммуникатора – это умение различать своё восприятие от своих галлюцинаций. Если вы можете с ясностью отличать, какую часть вашего опыта вы выносите изнутри наружу, в противоположность тому, что вы действительно получаете извне с помощью ваших сенсорных аппаратов, вы не будете галлюцинировать тогда, когда вам это не полезно. В действительности, необходимым галлюцинирование не бывает никогда. Любой результат психотерапии можно получить, не галлюцинируя. Можно оставаться только при своём сенсорном опыте и быть очень эффективным, творческим и сильным психотерапевтом.


5. Некоторые НЛП-технологии

Обратимся к рассмотрению практических разработок приверженцев нейро-лингвистического программирования. Их существует очень много, мы остановимся лишь на некоторых из тех, которые можно считать центральными, «стволовыми».

5.1 Раппорт

Одним из центральных понятий НЛП является «раппорт», под которым понимается процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнёра в результате присоединения и ведения в общении.

«Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы можете учесть и оценить модель мира другого человека и одновременно сохранить собственную целостность? В образовании, терапии, консультировании, бизнесе, торговле и тренинге раппорт является существенным для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнёр откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями. Они вовслечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга»[9].

По мнению специалистов по НЛП, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным (и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции и любой коммуникации. В отличие от обычного контакта раппорт можно определить как подсознательное доверие, «биокибернетический резонанс» и синтонность между двумя и более людьми, которые возникают вследствие их взаимоуподобления друг другу. Более пространно в нейро-лингвистическом программировании раппорт описывается следующим образом: раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и лёгкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт – это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества[10].

Для поддержания и сохранения раппорта во время психологической консультации и просто общения рекомендуется время от времени задавать себе следующие вопросы:

– «В раппорте ли я (всё ещё)?»

– «Что мне нужно сказать или сделать, чтобы создать (ещё лучший) раппорт?»

– «Почему другой человек изменил позу / дыхание / голос?»

по мнению Гриндера, для полного раппорта достаточно отражать (не все сразу) поведенческие характеристики партнёра по общению в указанных пропорциях:

– тело (поза) – 50% движений и положений тел;

– дыхание – 100% темпа и ритма дыхания;

– жесты – 100% основных жестов;

– лицо и глаза – 70% направлений взгляда и выражений лица;

– язык (голос) – 100% темпа и тона речи.

Раппорт НЛП приблизительно соответствует понятию «эмпатия», которое часто используется в гуманистической психологии и определяется как сопереживание другому человеку в общении; внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не умом, а сердцем.

Как видим, в НЛП понятие раппорта по сравнению с понятием эмпатии более рационализировано и технологизировано. Акцент делается на сознательном стремлении к установлению раппорта; впрочем, по мере усвоения техники его установления человеком, он всё меньше фиксирует этот процесс сознательно.

5.2 Техника преодоления кризисной (тупиковой) ситуации

Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – когда человек не способен выбрать хоть какую-то цель, к которой он мог бы стремиться, и при этом понимает, что ему нужно что-то сделать.

1. Определите ситуацию, в которой существует проблема выбора или тупик.