4) на основе полученных данных разработать систему занятий по обучению дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, сюжетно – ролевой игре
Методологическую основу исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский[17], А.Н. Леонтьев [42]). Весьма значимой для нашего исследования является положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст—это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский[17;18;19], Д.Б. Эльконин[82;83], А.В. Запорожец[31] и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения №86 детский сад комбинированного вида города Курска.
Практическая значимость заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных дошкольных учреждениях; в преподавании курса по педагогике, специальной психологии, коррекционной педагогике в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям; па курсах переподготовки и повышения квалификации учителей - дефектологов, учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов, воспитателей ДОУи др.
Цели и задачи работы нашли отражение в структуре нашего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
ГЛАВА I. ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Игра как психолого-педагогическая категория
Термин «игра» не является строго научным понятием, его связывают с различными видами деятельности и выделяют прямое и переносное значение этого слова. В современном обществе взрослых развёрнутых форм игры нет, её вытеснили и заменили, с одной стороны, различные формы искусства, а с другой - спорт.
В процессе исторического развития происходит уменьшение значения развёрнутых форм игровой деятельности в жизни взрослых членов общества и увеличения её роли в жизни детей.
Поэтому в нашем исследовании под термином «игра» мы понимаем игру как: «…деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» (Д.Б. Эльконин [82;с. 93] ).
Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19-начале 20 века. К.Н. Вентцель [13] сформулировал первую теорию игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века. К.Н. Вентцель [13] называет её теорией упражнения или самовоспитания. По его словам: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму , что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть.» [13, с.178] .
До появления в 1933 году работы Ф. Бойтендайка теория К. Грооса оставалась господствующей [35].
Свою теорию Ф. Бойтендайк [35]строит исходя из противоположных принципов: «... детство объясняет игру: существо играет, т.к. оно молодо». Особенности игры он выводит и связывает с особенностями поведения в детстве (ненаправленность движений, двигательная импульсивность, апатическое отношение к действительностии, робость); с особенностями отношения данного вида животных с условиями их жизни; с основными жизненными влечениями (по 3. Фрейду [35])
1) влечение к освобождению;
2) влечение к слиянию, к общности с окружающими;
3) тенденция к повторению.
В более поздних исследованиях авторы Л.С. Выготский [17;18;19], А.В. Запорожец [31], А.Н Леонтьев [42;43], С.Л. Рубинштейн[65;66], Д.Б. Эльконин [82;83] и др. обращают внимание на психологические аспекты игры и её значение в развитии ребёнка.
Наиболее системные исследования детской игры были проведены Российскими учеными. Работы Л.С. Выготского [17;18;19] заложили основу для дальнейшего её изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях А.В. Запорожца[31], А.Н. Леонтьева [42;43], С.Л. Рубинштейна [65;66], Д.Б. Эльконина [82;83] и др.
В основе рассмотрения игры как особого вида деятельности лежат представления Л.С. Выготского [17;18;19] о периодизации детского возраста, получившие развитие в работах Д.Б. Эльконина [82;83]. Его критериями являются:
· возрастные новообразования, т.е. тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период;
· социальная ситуация развития, представляющая собой систему « отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»;
· ведущая деятельность, т.е. такая «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Основные положения концепции игры, сформулированные Л.С. Выготским [18], Д.Б. Элькониным [82;83] были предоставлены следующим образом:
· игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.
· сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов;
· центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии на себя роли взрослого, и осуществление её в создаваемой самим ребёнком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерны перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной формах реальные действия, которые соответствуют принятой ребенком роли взрослого;
· в сякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией;
· в игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии;
· игра создает такие ситуации, которые требуют от ребёнка действий по непосредственному импульсу, а не по линии наибольшего сопротивления. Удовлетворение в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли;
· игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создает зоны ближайшего развития. Обеспечивает изменение потребностей и изменение сознания общего характера [17 с. 52].
Л.С. Выготский [17] подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления.
Дальнейшее развитие концепция игры получила в работах С.Л. Рубинштейна [65;66], А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83] и их последователей.
Развитие игры проходит ряд этапов. На первом из них (2-3 года) дошкольник овладевает предметной деятельностью, на основе которой возникает сюжетно-ролевая игра. На этом этапе ребенок переходит от простых, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с детьми, а вместе с ними.
На втором этапе (3-5лет) возникает образно-ролевая игра. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.
На третьем этапе (З-6 лет) появляется игра с правилами. Дошкольник научается осмыслять и воспроизводить воображаемую ситуацию. Кроме этого данный вид игры учит детей общаться. И на четвертом этапе (6-9лет), которая завершает развитие игры в дошкольном возрасте. Ребенок все действия сопровождает речью, а порой заменяют ею все действия.
Сюжетно-ролевая игра как деятельность возникает на рубеже раннего дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:
5) использование в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровыми значениями;
6) овладение ребёнком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;