Эго («Я») – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид.
Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности. Фрейд описывает различные функции Эго как по отношению к внешнему миру, так и во внутреннем мире, импульсы которого оно стремиться удовлетворить.
Согласованность поступков, которые кажутся никак не связанными, можно рассматривать с точки зрения бессознательных мотивов, проявляющихся самыми разными способами в зависимости от противодействующих сил защитных процессов Эго (например, и нежелательные сексуальные авантюры, и художественное творчество могут быть продуктом вытесненного сексуального влечения, которому противостоит Эго). [2]
Таким образом, психоанализ демонстрирует, как стабильность, вариабельность и согласованность психического опыта может трактоваться на основе взаимодействия множества скрытых процессов, включая эмоциональные побуждения и механизмы эго, которые им противостоят. [3]
Фрейд, безусловно, считал, что контролирование побуждений - это функция Эго. [3]
«Основные характеристики Эго таковы:
Вследствие отношения, установившегося уже между чувственным восприятием и мышечным действием, Эго управляет произвольными движениями. Его задачей является самосохранение. В отношении внешних событий оно выполняет эту задачу, сознавая внешние стимулы, накапливая (в памяти) опыт, избегая чрезмерных стимулов (посредством бегства), приспосабливаясь к умеренным стимулам (адаптация), и наконец научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу (посредством деятельности).
Что касается внутренних событий, по отношению к Ид, Эго выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире, или полностью подавляя их возбуждение. Его действия управляются рассмотрением напряжений, возникающих внутри или вызываемых извне. Усиление этих напряжений в целом чувствуется как неудовольствие, а ослабление – как удовольствие… Эго стремиться к удовольствию и старается избегать неудовольствия». [2]
Однако чтобы сделать это, Эго должно, в свою очередь, контролировать или модулировать импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным.
Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. [4]
Рассмотрим в качестве примера гетеросексуальный импульс. Индивидуум чувствует напряжение, возникающее из неудовлетворенного сексуального возбуждения; Ид уменьшило бы это напряжение непосредственной и прямой сексуальной деятельностью. Эго должно решить, в какой мере сексуальное выражение уместно, и как создать ситуацию, в которой сексуальный контакт будет наиболее полным.
Суперэго («Сверх-Я»)- последняя часть структуры развивается не из Ид, а из Эго. Она служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. Это хранилище моральных установлений, норм поведения и тех конструкций, которые создают запрещения в личности. Фрейд указывает три функции Суперэго («Сверх-Я»):
Совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает и судит сознательную деятельность; но оно действует также бессознательно. Бессознательные ограничения косвенны, выступают как принуждения или запрещения: «Пациент…ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о которой он ничего не знает».
Задача самонаблюдения возникает из способности Суперэго оценивать деятельность независимо от побуждения Ид к уменьшению напряжения, и независимо от Эго, которое также вовлечено в удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. Суперэго не является, как иногда полагают, отождествлением с одним из родителей или с его поведение. «Суперэго ребенка в действительности конструируется, но модель не его родителей, а по модели Суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием, и становится носителем традиций и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом от поколения к поколению». [2]
Суперэго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Таким образом, это находится в конфликте, ибо требования ид и Суперэго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам, которые будут рассмотрены в другой главе в этой работы.
3.4 Отношения между тремя подсистемами
Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). [4]
Общая цель души – поддерживать, а если оно нарушено, то восстанавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия системы, возникает в Ид в связи с его примитивной, инстинктивной природой. Эго, появляющееся из Ид, реалистически обращается с его основными побуждениями; оно также является посредником между силами, действующими в Ид и Суперэго и требованиями внешней реальности. Суперэго, появляющееся из Эго, действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго.
Ид полностью бессознательно, Эго и Суперэго – частично бессознательны. «Без сомнения значительные части Эго и Суперэго могут оставаться бессознательными, более того, они нормально бессознательны.
Это означает, что индивидуум ничего не знает об их содержании, и нужно затратить много усилий, чтобы сделать их сознательными».
Практическая цель психоанализа в этих терминах состоит в том, чтобы «усилить Эго, сделать его более независимым от Суперэго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид». З. Фрейд. [1]
Глава 4. Психосексуальные стадии развития
Меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения – основные элементы фрейдовского описания стадий развития. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии. Человек, фиксированный на определенной стадии, предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми и «детскими» способами, а не теми «взрослыми», которые появляются при нормальном развитии. [6]
ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ. После рождения, потребности и удовлетворения концентрируются в основном на губах, языке и, несколько позже, на зубах. Основное побуждение младенца не социально и не межличностно: это просто потребности в питании, в уменьшении напряжения голода и жажды. Во время кормления ребенка также утешают, качают, прижимают и ласкают. Ребенок поначалу ассоциирует как удовольствие, так и уменьшение напряжения с процессом кормления.
Рот – первая область тела, которой младенец может управлять. Большая часть доступной энергии либидо направляется или сосредотачивается в этой области. По мере взросления все новые области тела развиваются и становятся важными местоположения удовлетворения. У взрослых остается много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий. Еда, сосание, жевание, курение, касание, облизывание губ или причмокивание – физическое выражение этого интереса. Угрызение ногтей, курение или переедание может быть связано с частичной фиксацией на оральные стадии, неполнотой психологической зрелости.
Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворения агрессивных инстинктов. Кусание груди, причиняющее матери боль и ведущая к отниманию груди, - пример такого рода поведения. У взрослых –сарказм, сплетни, «набрасывание» на пищу описываются как связанные с этой стадией развития. [2]
По мере то как ребенок растет, он начинает сознавать новые области напряжения и удовлетворения. Между 2 и 4 годами дети обычно учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь. Ребенок обращает особое внимание на уринацию и дефекацию. «Проблемы туалета» разжигают естественный интерес к открытию себя.
Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение контроля приносит им внимание и похвалу родителей. Верно и противоположенное: забота родителей о «туалетном воспитании» позволяет ребенку требовать внимания как успехами, так и «неудачами».
Характерные черты взрослых, связанные с частичной фиксацией на анальной стадии, это аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд указывает, что эти черты часто встречаются вместе в одном человеке. Он говорит об анальном характере», когда поведение тесно связано с опытом, пережитым на этой стадии детства.