Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
5. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества.
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.
Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потере путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления молодёжи России. Т. А. Панкова пишет «Молодежь как совокупность развивающихся личностей – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе».
Одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей, является семья. Именно семья – первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности – одно из условий полноценного развития человека. Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся.
Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как «зародышевая ячейка государства», как «элементарная социальная единица». Полученный в семье опыт закладывает основу формирования личности подростка. Как подчеркивала М. Хонекер, «на развитие личности подрастающего человека, на формирование его характера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основы духовного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжении всей его жизни».
Одна из ведущих функций семьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных ученых, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что личность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.
Именно родители – часто не замечая того – вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно-ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами, ценностными ориентациями.
Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.
Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.
Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.
Философ И.С. Кон, обращая внимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что «изменения в обществе – научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно-нравственные ценности и приоритеты были сформированы». В этой связи хотелось бы напомнить слова Т. Рузвельта, который писал: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать ещё одну угрозу обществу».
Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.