Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах (стр. 6 из 13)

Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.

Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии.

Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека – стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру – способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком.

Согласно взглядам Э. Эриксона, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Все органы и все системы живого существа развиваются в определенные периоды времени и в определенной последовательности. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться, чтобы человек перешел к следующей стадии. Личность человека развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Задача общества, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, чтобы предоставлять людям все новые и новые возможности для взаимодействия, при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность проявления этих возможностей.

В гуманистическом психоанализе Э. Фромма развитие личности человека надо рассматривать как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует данный индивид. Э. Фромм считает, что отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. Основной тезис Э. Фромма заключается в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в «ошибку природы». Самосознание порождает отчужденность, неприкаянность, изоляцию. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится вернуться к истокам бытия, соединиться с природой и себе подобными. Здоровый индивидуум обладает лучшей способностью к объединению с миром, в укорененности в нем, в самоидентичности, в приобретении и наличии системы ценностей.

А. Маслоу и К. Роджерс как представители гуманистического направления в психологии рассматривают развитие личности посредством самоактуализации (изменения своего внутреннего состояния). А. Маслоу считает, что пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня (в безопасности, в уважении), стремление к самоактуализации возникнуть не может. Самоактуализация по А. Маслоу заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. Самоактуализация по К. Роджерсу – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Он считает, что стремление к здоровому развитию является преобладающей и мотивирующей силой в человеке, действующем свободно, и эту силу нельзя ничем изменить. Рост – главная цель организма.

Исследование проблемы самоопределения можно встретить и в работах К. Левина. Целью его исследований является примирение гуманистических понятий личности, у которой есть цели, мотивы, чувство самости. В своей теории поля К. Левин рассматривает проблему самоопределения личности через создание жизненного пространства. Психологическое пространство состоит из разных секторов и регионов, обладающих проницаемостью. Развитие личности представляется как движение от одного региона к другому, являющимся новым для индивида, и рассматривается через понятие «дифференцированности личного пространства». Чем выше дифференцированность, тем выше ступень развития личности. Удовлетворенность социальными отношениями в группе К. Левин связывает с определенными параметрами жизненного пространства индивида [2, с.13-16].

Таким образом, в зарубежных исследованиях самоопределение личности связано с ее развитием, обусловленным многими внутренними и внешними факторами.

В отечественной науке проблема самоопределения личности привлекала внимание ученых разных направлений: психологов, философов, педагогов, социологов. Тем не менее, в общем виде самоопределение представляется как проблема развития самосознания и определения человеком себя в личностном, профессиональном, умственном, социальном и социально-психологическом отношениях, как способность личности принимать решения и входить в сложный социальный мир, осознавать и руководствоваться в этой связи своими жизненными целями, убеждениями, мотивами, ценностями [2, с.16].

Процесс социального самоопределения А.В. Петровский связывал с напряженной работой личности, направленной на выявление своей позиции в проблемной ситуации. К.А. Абульханова-Славская считает, что самоопределение представляет собой осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. С. Л. Рубинштейн выделил наиболее значимые элементы самоопределения: самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и две характеристики самоопределения – самопознание (осознание своих внутренних свойств, своих потребностей, определение жизненных целей, ценностей и идеалов) и верность себе (сохранение и по возможности отстаивание этих ценностей и идеалов [58, с. 12-13].

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко значительно расширили пространство самоопределения молодежи, дополнив традиционные виды самоопределения: личностного, профессионального и коллективистического, – экономическим самоопределением, наиболее актуальным в критические периоды развития общества, когда радикально изменяются системы ценностей в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Используя уровневую модель самоопределения субъекта для исследования динамично развивающегося сознания субъекта в изменяющихся, нестабильных условиях, авторы убедительно показали, что экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его экономической активности [17, с. 5-15].

Процесс самоопределения обеспечивается действием системы психологических механизмов, в оценке которых пока нет общего подхода. А.В. Мудрик в качестве таких механизмов выделяет идентификацию и обособление. Идентификация, по мнению автора, включает процесс усвоения индивидом накопленного человечеством опыта, а обособление (персонификация) – проявление индивидуальных особенностей человека. Идентификации совместно с подражанием и конформностью отводится ведущая роль в обуславливании персонификации личности. Таким образом, идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом самоопределения. В работах В.Ф. Сафина и Г.П. Никова в систему механизмов самоопределения включается самооценка, которая рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения, без которого невозможна персонификация. Авторы полагают, что первый механизм обслуживает поведенческий аспект самоопределения, а второй – когнитивный [58, с.13].

Особенно значимым механизмом процесса самоопределения является его мотивационный аспект, описанный Л.И. Божович. Автор выявляет специфические особенности структуры мотивов старшеклассников – «взгляд на настоящее из будущего», которые качественно изменяют позиции юношества в их отношении к миру и самим себе (появляется стремление к романтизму, героизму, моде, яркой, престижной профессии и др. значимым для всей планеты и всего человечества качествам человека).

И. С. Кон самоопределение личности (профессиональное и моральное) в подростковом и юношеском возрасте связывает с формированием у нее жизненных планов, которые возникают в результате становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [2, с. 21].

В работах курских психологов (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, Л. И. Акатов) отмечается достаточно выраженная гражданственность, широта и оптимизм во взглядах подростков и юношей 60-80-х годов ХХ века на окружающий мир и на себя в рамках настоящего и будущего; активное и осознанное отношение к будущему; включенность в совместную деятельность группы и основной организации; сформированность идеалов; стремление к лидерству. Мироощущение актуализировалось в достаточно развитых формах общественной активности на уровне деятельности и поступков. Однако для определенной части учащихся и тогда были присущи негативные явления, как на уровне мироощущения, так и в общении, поведении, поступках (категория «трудных подростков»).