Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников [3].
Что касается психики, то для детей этой группы (в отличии как от обычных, так и от прочих агрессивных) характерен более низкий уровень интеллекта, их отличает неразвитая произвольность поведения, они не умеют поддерживать игру (и поэтому стремятся обратить на себя внимание, разрушая игру других). Словом, все это говорит о неумении ребенка общаться, играть, конструктивно заявить о себе. Если малышу предложить более культурные и человеческие формы самоутверждения, возможно, эта демонстративная агрессивность уйдет. А без такой помощи она может перейти в более жесткие и устойчивые формы агрессивности [26].
2. Нормативно-инструментальный тип.
В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные
действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели -получения нужного им предмета или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания [3].
По результатам обследования эти дети обладают следующими особенностями:
- высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
- развитой произвольностью;
- хорошими организаторскими способностями, умением организовывать игру;
- высоким социальным статусом в группе сверстников [28].
Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила доведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя, обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность, и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели [3].
3. целенаправленно-враждебный тип.
Сюда входят дети, для которых нанесение вреда другому оказывается самоцелью. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Их действия отличаются жестокостью и хладнокровием, ребенок испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Без всякой видимой причины он хватает сверстника за волосы и бьет головой об стену, толкает с лестницы и со спокойной улыбкой слушает крики своей жертвы. Девочка прячет туфельки своей подруги и ждет ее слез, когда все соберутся на прогулку. Обычно такие дети выбирают для себя две-три постоянные жертвы - более слабых детей, не способных им ответить. Чувство вины или раскаяния у них отсутствует, нормы и правила поведения ими открыто игнорируются. На упреки отвечают «Ну и что!», «Что хочу, то и делаю». Такие долго помнят любые обиды и пока не отомстят, не могут успокоиться [26].
Результаты психологического обследования этих детей показывают:
- средние показатели интеллекта;
- произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
- низкий социальный статус в группе сверстников, то есть их боятся и избегают;
- уровень развития игры находится на средних уровнях (втором-третьем), однако содержание их игр часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга [28].
Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других [3]. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.
Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же - внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека [18].
В связи с этим можно выделить такие типы детской агрессии как:
Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными [6]. Агрессия проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и так далее. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребенка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для уровня зрелости требования. Ребенок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для него мир – это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало» [11].
Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого.
Явление обиды возникает в дошкольном возрасте [18]. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение [6]. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей "обиженности". Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек [18].
Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Такой ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, во взаимоотношениях с которыми что-то не так: редкое общение с ребенком; взрослые уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на других собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение [6].
Агрессивно-боязливый ребенок.
Боязнь, страхи заставляют ребенка «быть во всеоружии», то есть быть готовым отразить нападение или другую опасность. Враждебность, подозрительность – это средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Как правило, страхи носят преувеличенный характер. Например, боясь насекомых, человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден. И агрессивная реакция ребенка нередко бывает чрезмерной и опережающей [13].
Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.
Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно [6].