Смекни!
smekni.com

Особенности психотерапевтической помощи при состояниях духовного кризиса (стр. 4 из 16)

2.2 Пробуждение Кундалини

"Проявления этой формы кризиса напоминают описания пробуждения "змеиной силы", или Кундалини, которые можно найти в древней индийской литературе. Согласно йоге, Кундалини – это форма творческой космической энергии, которая в латентной форме пребывает в основании позвоночника человека. Она может активизироваться с помощью медитации, специальных упражнений, в результате непосредственного воздействия опытного духовного учителя, а иногда и по неизвестным причинам" [9, С.45].

Теория йоги гласит, что пробудившись, Кундалини начинает подниматься вверх по каналам в неком нефизическом "тонком теле". Во время этого процесса она очищает тело от скрытых травматических образований и открывает центры психической энергии, называемые чакрами. Этот процесс высоко ценится в йоге, но считается небезопасным, требующим руководства квалифицированного учителя. Наиболее проблематичные проявления пробудившейся Кундалини носят название "крийя". Они могут выражаться в интенсивных ощущениях потоков энергии и тепла, идущих вверх по спине, и связанных с ними спазмах, дрожи, скручивающих тело движениях. Также крийя имеют и выраженные психологические компоненты.

"Мощные волны, казалось бы, немотивированных эмоций, таких как гнев, досада, возбуждение, радость и экстатический восторг, могут выходить на поверхность и на время захватывать психику. Часто это сопровождается видениями яркого света или различных архетипических существ, разнообразными внутренне воспринимаемыми звуками, а также переживаниями эпизодов, по-видимому связанных с памятью о "прошлых жизнях". Общую картину довершают непроизвольные и часто неконтролируемые поведенческие проявления: "говорение языками", скандирование неизвестных песен, позы и жесты йоги, разнообразные животные звуки и движения" [9, С.46].

В настоящее время признаки пробуждения Кундалини наблюдались у тысяч представителей европейской цивилизации. Офтальмолог и психиатр из Калифорнии Ли Саннелла, первым обратившим внимание западного сообщества на "синдром Кундалини" Собрал данные примерно о трёх тысячах таких случаев [9, С.46]. Он также систематизировал эти случаи и сравнил их с классическими индийскими описаниями пробуждения Кундалини. [24, С.165-172].

Систему, схожую с представлениями о Кундалини, чакрах и крийя, мы можем найти у Вильгельма Райха. (См. подглаву главу 3.3).

2.3 Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")

"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бесконечности и вечности. Эмоции, связанные с этим состоянием, охватывают диапазон от глубокого спокойствия и мира до переполняющей радости и экстатического восторга" [9, С.46-47].

В западной психиатрии существуют тенденции считать эти состояния признаками психических заболеваний. Это и ведёт к возникновению проблем. Если естественному течению "пиковых переживаний" не мешать, то они ведут к более эффективному функционированию в мире и к способности более полно выражать свой творческий потенциал [9, С.47].

Пионером в изучении подобных состояний был американский психолог Абрахам Маслоу. О его взглядах по этому вопросу можно прочитать в подглаве 3.5.

2.4 Психологическое обновление через возвращение к центру

"Психика человека, переживающего такого рода кризис, выглядит колоссальным полем битвы космического масштаба между силами Добра и Зла, Света и Тьмы. Такие люди озабочены темой смерти – ритуального убийства, жертвоприношения, мученичества и загробной жизни. Их завораживает также проблема противоположностей, особенно вопросы, связанные с различием между полами.

Они переживают себя в качестве центра фантастических событий, имеющих космическую значимость и важных для судеб всего мира. Их визионерские состояния имеют тенденцию переносить всё дальше и дальше назад во времени, через их собственную историю и историю человечества, к моменту сотворения мира и изначальному райскому состоянию. В этом процессе они, по-видимому, стремятся к совершенству, пытаясь скорректировать то, что было неправильно в прошлом" [9, С.47-48].

Эта форма духовного кризиса была описана калифорнийским психиатром и юнгианским аналитиком Джоном Уайром Перри. По его наблюдениям вслед за острой пугающей стадией наблюдается более мягкая. Её кульминация часто достигается в переживании hierosgamos – "…священного или небесного брака с какой-либо божественной или мифической фигурой, со всем сопровождающим это ритуалом эротических эмоций. В этой миссианской роли человек также верит, что он специально избран для того, чтобы провести реформы религии или общества в мировом масштабе, таким образом осуществляя важный аспект обновления мира" [19, С.126].

В результате этого процесса образ себя обновляется, в следствие нового рождения себя самого через священный брак. Происходящую при данном типе духовного кризиса игру противоположностей можно разделить на их столкновение, взаимное превращение и союз. Достигнув осознания нового образа себя, человек наполняется ощущением особой мудрости и любви, приходя через столкновение противоположных тенденций к объединяющему их центру [19, С.123-129].

2.5 Кризис психического раскрытия

"При духовных кризисах любого рода довольно обычными являются усиление интуитивных способностей и проявления паранормальных, или психических, феноменов. Однако в некоторых случаях поток информации от необычных источников, таких как предвидение будущего, телепатия или ясновидение, становится столь подавляющим и приводящим в замешательство, что определяет общую картину и составляет главную проблему" [9, С.49-50].

Особенными драматичными проявлениями, имеющими при таких случаях место, является ощущение отделения сознания от тела, сопровождаемые внетелесными путешествиями по различным местам. Обострённые способности восприятия могут вызвать отчуждение со стороны других людей, а также привести в смятение самого воспринимающего их человека. Иногда наблюдаются медиумические переживания. Они выражаются в утрате чувства собственной личности и отождествлении с другим лицом. Их внезапные и непредсказуемые появления могут быть очень пугающими. Также поводом для тревоги могут быть частые непонятные совпадения, связывающие нелинейно-зависимые события (синхронности – см. в подгл. 3.1. посвящённой К.Г.Юнгу) [9, С.51].

2.6 Переживание прошлых жизней

"Это явно тот самый вид опыта, который послужил основой для индуисткой веры в перевоплощение и закон кармы. Согласны этому верованию, каждый из нас переживает целую вереницу жизней, а наша нынешняя жизнь определяется достоинствами и недостатками предыдущих жизней и, в свою очередь, формирует нашу судьбу в последующих воплощениях. Разнообразные формы этой концепции существуют во всех великих религиях Индии и духовных системах в других частях Азии, испытавших влияние буддизма. Однако сходные идеи также существовали совершенно независимо во многих культурах в разные периоды истории. И хотя мы не знаем, верно ли идея "прошлых жизней" отражает источник этих переживаний, их целительный потенциал заставляет нас воспринимать эти эпизоды всерьёз, независимо от того, что мы можем думать о их происхождении [9, С.52].

Переживание прошлых жизней отличается от обычных фантазий, прежде всего своей убедительностью воспоминания и повторного переживания чего-то уже испытанного ранее. Полностью проявляясь в сознании они могут внезапно "объяснять" многие до того не понятные аспекты жизни человека – странные затруднения в отношениях с некоторыми людьми, необоснованные страхи, своеобразные идиосинкразии и пристрастия, смутные эмоциональные и психосоматические симптомы. Они часто исчезают при полном переживании стоящего за ними "кармического" паттерна [9, С.51-52].

Опыт прошлых жизней может создавать проблемы по нескольким причинам. Во-первых прежде чем его содержание всплывёт в сознании, человека в обыденной жизни могут преследовать сильные эмоции, физические ощущения и видения, непонятно откуда берущиеся и что означающие. Переживаемые вне своего контекста они выглядят совершенно иррациональными. Во-вторых, всплывая в гуще повседневной жизни, кармические переживания мешают нормальному функционированию. В них могут оказаться вовлечены окружающие люди, которые могут начать восприниматься как сыгравшие различную роль в прошлых жизнях. Это может привести к межличностной конфронтации. В-третьих, даже после успешного завершения переживания прошлых жизней, человек может столкнуться с конфликтом между реальностью этих переживаний и убеждениями западной цивилизации [9, С.53].

2.7 Общение с духами-проводниками и контактёрство

"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высоких планах сознания и наделённые чрезвычайной мудростью" [9, С.54].

Эти сущности могут принимать форму человека, источника света, или просто ощущения какого-то присутствия. Передача информации может проходить в виде словесных сообщений, телепатии и других форм. Одна из форм подобных явлений – контактёрство. При нём человек передаёт сообщения от источника, предположительно являющегося внешним по отношению к его сознанию, говоря в состоянии транса, используя явление автоматического письма или записывая телепатически воспринимаемые мысли. Среди переданных таким путём сообщений Веды, Коран, Книга Мормона [9, С.55].