Смекни!
smekni.com

Особенности творческого процесса (стр. 2 из 4)

3. Выполнение система творческих заданий. В систему творческих заданий входят творческие задания по работе с учебной информацией, творческие задачи, практические работы творческого характера. Применение системы творческих заданий не означает, что не будет репродуктивных заданий, они будут использоваться наряду с творческими, но уже не в качестве основного вида деятельности учащихся.

В процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях. Таким образом то, что достигается в технологии “Система учебной информации” зубрежкой и страхом, в этом случав с интересом и без перегрузки. Вопрос в том, где взять системы творческих заданий?

Путь первый – использовать методические разработки учителей-новаторов, а они работают именно по этой технологии.

Путь второй – составлять постепенно, самостоятельно. Второй путь более эффективный, хотя и длительный, ведь сколько будет учителей, столько будет и систем творческих заданий по темам. У каждого свой индивидуальный стиль и подход.

4. Систематизация и углубление изученного материала. Систематизация и углубление изученного материала осуществляется путем сопоставления и сравнения изученного материала с предыдущим, выполнения творческих заданий, составления рефератов о новейших исследованиях в данном разделе изучаемой науки, решения актуальных научных проблем. Дифференциация учебных заданий предполагает, что ученики в каждом классе будут иметь выбор заданий разного уровня сложности. Это позволит снять проблему “ориентации” учителя на слабых учащихся и реально развивать талантливых детей.

5. Комплексный зачет. Суть комплексного зачета заключается в том, что проверяются не только знания и репродуктивные умения, но и творческие и практические умения, а также умения морально-оценочной деятельности. По результатам зачета проводится коррекция учебных заданий, которые учащиеся будут выполнять по следующей теме. Увеличивается доля тех заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения и соответственно уменьшается доля тех заданий, по которым у учащихся затруднений на зачете не возникло.

Здесь следует несколько остановиться на таком “замечательном” педагогическом явлении, особенно частом на уроках математики и родного языка, как работа над ошибками. После проведения контрольной работы учитель проводит урок анализа допущенных ошибок, после чего считается, что все будет в полном порядке, и ученики уже не будут допускать ошибки. Ошибочное мнение. Один урок работы над ошибками (а он обычно всегда один) общей ситуации не изменит, нужна система коррекции ошибок при изучении каждой темы. Это значит, что параллельно с изучением нового материала, используются задания по предыдущим темам, выполнение которых так и не усвоено учащимися. Только длительная, систематическая корректирующая работа позволит решить глобальные проблемы современной школы – ликвидировать всеобщую безграмотность и неумение применять правила для выполнения простейших заданий по предметам.

Таким образом, определено, что три этапа творчества – это замысел, план, исполнение. В когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса. Русский философ-педагог Н. Д. Никандров также выделили четыре этапа творчества. Примером решения творческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма. В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий. Данная технология включает пять последовательных этапов: Постановка задач темы и уроков, ознакомление и конспектирование учебной информации, выполнение системы творческих заданий, систематизация и углубление изученного материала, комплексный зачет.

2. Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала

Творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию — отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом. Творчество есть жизнь бессознательного. Механизм творчества — взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным (рецептивным) субдоминантным сознанием. Деятельность есть жизнь сознания. Но для того чтобы творить, человек должен включиться в сознательную деятельность, усвоить ее нормативную основу.

Подражание и взаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, «табу», социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать «влияние» нерегламентированности поведения как отсутствие всякого влияния. И на этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциала. Но если полагать, что среда влияет позитивно, то для развития креативности совершенно необходимо подкрепление общей одаренности определенным социальным влиянием и подражанием творческой личности.

Античная философия противопоставляла творческую деятельность человека как нечто преходящее вечному бытию. Вместе с тем, в философии Платона творческая личность (философ) в её стремлении к познанию обращается к высшему созерцанию сущности мира, идее Блага. В Средние века, как правило, феномен творчества теологизируется и мистифицируется. Верховным субъектом творчества предстает Бог; человеку же отводится роль канала, посредством которого изъявляется его воля. Становление творческой саморефлексии происходит в эпоху Ренессанса; в творческом акте личность уподобляется божественным силам.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения. Маркс рассматривал становление личности в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира; творчеству он отводил роль разновидности деятельности. Ф. Ницше, критикуя современную ему культуру, видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека. С интуитивистских позиций рассматривал данную проблему А. Бергсон. Он утверждал, что эволюция природы представляет собой постоянное рождение нового, то есть процесс творчества, спонтанный и непредсказуемый. В философских произведениях А. Камю творчество осмысливается как экзистенциальная проблема личности, как бунт против абсурдности существования в действительном мире; творчество представляется ему способом преодоления абсурда. Сартр рассматривает творчество как средство созидания собственной личности творческого субъекта. В русской философии В. Соловьёв рассматривал творчество как средство, которым человек стремится выразить ценности Красоты, Истины и Добра и постигнуть сущность «всеединства».

Свободному творческому самоопределению личности посвящены работы Н.А. Бердяева. Философ полагал, что способность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает своё существование. В целом понятно, что все эти философские взгляды подчеркивают одну общую закономерность - человек включён в общественную систему. Общество возникает как результат деятельности, осуществляемой людьми, которая и становится интегрирующим фактором. Деятельность представляет собой универсальный способ бытия человека и в мире вообще, и в обществе, в частности. Посредством деятельности человек обнаруживает свою сущностную определённость, прежде всего, деятельность людей включает в себя освоение их исторического опыта, что формирует основу последующей творческой деятельности и представляет собой, по сути, механизм социализации индивида, обеспечивающий преемственность.

Творчество представляет собой вид деятельности, характеризующийся при этом рядом особенностей:

- творчество представляет создание нового, уникального, оригинального, посредством чего в мир привносятся изменения, что, с одной стороны, расширяет границы неизведанного, создавая при этом новые поля для дальнейших исследований, с другой – открывает совсем новые возможности, до этого казавшиеся нереальными;

- творчество есть сознательная целесообразная деятельность. Выбор целей, как правило, сопряжён с проблематикой ценностных ориентаций личности;

- современные исследования проблематики творчества, акцентируют внимание на особенностях личности, которая раскрывается как деятельностный субъект, формирующие своё бытие согласно собственной свободной воле. Творчество представляет собой деятельность свободную;

- созидание нового сопряжено с критикой, а порой отрицанием старого, в связи с чем актуализируется вопрос о взаимоотношении творчества и традиций. С одной стороны, возникновение нового способствует радикальному переосмыслению действительности, с другой, – невозможно представить исторический процесс без сохранения элементов предшествующего. Новое и традиционное взаимодополняют друг друга в социальном процессе;