Таблииа.1
Азбука Морзе: знаки, символы, физические стимулы и психологические образы
Знак | Символ | Физический стимул | Психологический образ ("мелодия") |
1 | . - - - - | Один короткий сигнал и четыре длинных | Ку-да-ты-по-шла |
2 | • • - - - | Два коротких/три длинных (пропорция 1:3) | Я-на-гор-ку-шла |
3 | • • • - - - | Три коротких/два длинных | И-дут-ра-дис-ты |
4 | • • • • - | Четыре коротких/один длинный | |
5 | • • • • • | Пять коротких сигналов | Пе-тя-пе-ту-шок |
6 | - • • • • | Один длинный/четыре коротких | Бы-ло-де-ло-так |
7 | - - • • • | Два длинных/три коротких | Дай-дай-за-ку-рить |
8 . | - - - • • | Три длинных/два коротких | Мо-ло-ко-ки-пит |
9 | - - - - • | Четыре длинных/один короткий | ... |
0 | - - - - | Пять длинных сигналов | ... |
Так, например, физический предел приема/передачи знаков радиотелеграфиста, который считает "точки — тире", составляет около 30 знаков (цифр или букв криптограмм) в минуту. Норма надежного (в условиях помех) приема сообщения для квалифицированного радиотелеграфиста, идентифицирующего знаки как "мелодии", составляет 120-150 и более знаков. Другими словами, только лишь психологическое перекодирование образа — из "точек" в "мелодии" — обеспечивает повышение надежности и эффективности профессиональной деятельности в 4-6 раз.
Другой, технический способ перекодирования исходной знаковой системы, например в радиосвязи, состоит в уплотнении всей информации до одного "пакета" — "радиоимпульса", для передачи и дешифрации которого используется аналоговая техника.
Еще более ярким примером не только функциональных, но и культурно-эстетических следствий взаимодействия исходных компонентов — образов профессиональной деятельности являет собой музыка. Первоначально определенные частоты, например, физических колебаний струны в секунду (число герц — математическая шкала отношений), воспринимаются человеком как "музыкальные звуки" (математическая шкала интервалов). Иначе говоря, комбинации акустических образов в интервалах лада или определенной октавы воспринимаются как сложные музыкальные образы — мелодии, имеющие вполне определенное эмоциональное и смысловое содержание (система восприятия — номинальная шкала).
Современный музыкальный строй является прямым преобразованием исходных физических стимулов — разных частот физических колебаний (в герцах) в "музыкальные образы" подчиненным определенным закономерностям. Пример — таблица динамики часто первой октавы (до 2 = удвоенной частоте до 1, ре 2 = удвоенной частоте ре 1 и т. д.).
Таблица.2
Таблица частот первой октавы
Тон | До 1 | Ре 1 | Ми 1 | Фа 1 | Соль 1 | Ля 1 | Си 1 | До 2 |
Частота, Гц | 262 | 294 | 330 | 349 | 392 | 440 | 494 | 523 |
Всего лишь 7 фиксированных звуков с 12 полутоновыми интервалами между ними в зависимости от их высоты, длительности, силы, пауз между ними, комбинаций друг с другом (терция, квинта, септа, октава) могут приобретать новое системное качество — качество музыки. Комбинации благозвучных и неблагозвучных созвучий позволяют создавать качественно новую информационную и эмоциональную систему, не нуждающуюся в переводе на национальные языки.
Заметим, мы говорим о высокопрофессиональной деятельности по оперированию специфическими акустическими образами. Создание логарифмически равномерной двенадцатитоновой музыкальной шкалы явилось итогом длительного развития музыки и математики. В 1700 г. немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил 12-тоновую шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней. Вскоре И.-С. Бах доказал жизнеспособность новой системы. Он сочинил два тома музыкальных произведений под общим названием "Хорошо темперированный клавир" (1722-1744). Каждый из этих томов содержал по 24 пьесы (прелюдии и фуги): по одной на каждую мажорную и минорную тональность. Сочинения Баха составили эпоху в развитии новой музыки. Все последующие композиторы создавали свою музыку в этой системе, открывая ее неисчерпаемые возможности.
Музыканты считают, что 12 мажорных и 12 минорных тональностей не тождественны друг другу по звучанию и обладают индивидуальными качествами. Например, до мажор характерен для светлого, солнечного, спокойного настроения (соната Людвига ван Бетховена "Аврора"), до минор — для мужественной печали ("Похоронный марш" из Героической симфонии Бетховена, Третий фортепианный концерт до минор Шумана). Си минор — одна из наиболее глубоких и выразительных тональностей в классической музыки XVI-XIX вв. (Г. Е. Шилов).
Вот один из ярких образцов генезиса "образа" в психологическом мире человека — от прямого физического стимула, характеризуемого универсальными единицами физического измерения (математическая шкала отношений), от акустического воздействия на слух человека (логарифмические шкалы) до эмоциональной и смысловой реальности, имеющей даже свои цветовые характеристики (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, М. К. Чюрленис и др.), приводящей к изменению эмоциональной, интеллектуальной сферы и даже физиологии человека.
Подтверждения очевидной значимости для человека образа "субъект-субъектных отношений" можно найти едва ли не в каждом учебнике по социальной психологии и психологии управления. Особенно велика роль такого образа для человека, находящегося в экстремальных условиях.
Сделаем некоторые обобщения. Функции совокупности образов и их взаимосвязей далеко выходят за пределы их первоначальной заданности. В каждом высококвалифицированном труде есть значительная доля неформализуемых образов-регуляторов, уровень владения которыми, пожалуй, более всего и отличает профессионала от мастера своего дела. Так, у скульптора, работающего с мрамором, есть "чувство мрамора", следуя которому он из множества блоков-заготовок выберет единственный для воплощения своего замысла или откажется, забракует все и будет продолжать искать "свой", единственный. В спорте высших достижений давно утвердились понятия "чувство воды", "чувство снега", "чувство мяча", "чувство партнера", "чувство дистанции", "чувство поля" и т. п. Роль сложных ПВК — профессиональных "чувств" в детерминации успешности субъекта один из тренеров сборной команды страны по боксу оценил кратко: "Если у человека нет "чувства ринга" — убьют сразу!.."
В авиации такими сложными ПВК являются "чувство самолета", "чувство горизонта", "чувство аэродрома". Понятно, что, например, в инженерной психологии, где проблема рабочего образа крайне актуальна, она разработана более обстоятельно. В частности, выделяются следующие категории образов: концептуальная модель — оперативный образ — образ — цель
Неоднозначную, а вернее, многозначную, многогранную роль образа как психологического регулятора, как многозначной метафоры можно проиллюстрировать и на схемах психики человека. Согласно логике нашего подхода рассмотрим несколько таких схем, предложенных учеными в течение одного лишь столетия — с начала до конца XX в. В начале XX в. 3. Фрейду для объяснения всего многообразия психического достаточно было двух сфер — бессознательное/сознательное. В начале 1930-х гг. полная картина психики по 3. Фрейду отражается тремя независимыми сферами: бессознательное ("Оно") — сознание ("Эго") — сверхсознание ("Супер-эго") (рис..1), отношения между которыми затруднительны, сложны, конфликтны
А. Маслоу Рис.1.
Формы отображения структуры личности в психологии
В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций ("дитя -взрослый - родитель" субъекта и "дитя - взрослый - родитель" партнера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними — эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга — замкнутой геометрической фигурой.
А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис.1). В его основе — "базовые физиологические потребности", присущие всем людям (а вернее, всему живому). На "базе" биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора — лишь около 1% людей.
На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс — пятая (три'плюс две!) ступень, "самоактуализация" явно возвышается над "Супер-эго", она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация — "вершина", то ее детерминанты не столь очевидны, они "размыты", хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена "самоактуализации" требует введения новых постулатов или серьезной "коррекции" прежней научной парадигмы.