Смекни!
smekni.com

Юридическая психология (стр. 1 из 5)

ПЛАН

1. Предмет, задачи, принципы юридической психологии.

2. Историческое формирование зарубежной юридической психологии.

3. Историческое формирование отечественной юридической психологии.

4. Современное состояние юридической психологии.

5. Перспективы развития отечественной юридической психологии.


1. Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфичны лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особенностей человеческого поведения: юридическая психология рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования, правовых факторов. Юридическая психология исследует и систематизирует психологические основы правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, что и составляет предмет юридической психологии.

Вышеуказанная сущность юридической психологии определяет и ее методологические принципы, которые обусловлены и психологией, и правоведением.

К принципам юридической психологии мы относим:

1) обусловленность правозначимого поведения личности условиями ее жизнедеятельности;

2) факторы, детерминирующие правозначимое поведение, системны, комплексны;

3) реализация правозначимого поведения определяется генезисом (онтогенетическим формированием) личности; основной способ научного анализа правозначимого поведения - метод функционально-генетического анализа;

4) психические факторы поведения личности не должны абсолютизироваться: поведение человека детерминируется (определяется) единым генетико-психосоциальным фактором;

5) исследования в области юридической психологии синтетичны - психические закономерности здесь соотносятся с правовыми постулатами, нормами материального и процессуального права;

6) как и любая наука, юридическая психология призвана соответствовать принципу научности: она использует научно апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологические концепции.

Исследуя структуру юридической психологии, мы определяем ее составные части, разделы, их взаимосвязь, семантику (смысловое содержание) каждой части, ее соотнесенность со смежными отраслями знаний. Так, методологический раздел юридической психологии соотносится с общей научной методологией, гносеологией, методикой научного исследования. Правовая психология соотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества, правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения. Криминальная психология связана с формированием девиантного поведения, психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическая (следственная и судебная) психология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия. Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социального положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией - наукой о наказании.

Уже краткий анализ структурных образований юридической психологии свидетельствует об их относительной самостоятельности - они связаны со своими научными зонами и наряду с этим они функционально взаимосвязаны между собой.

2. Историческое формирование зарубежной юридической психологии. Развитие юридической психологии исторически первоначально осуществлялось как развитие правовой психологии - правового мировоззрения, правопонимания и правосознания.

С возникновением права, закона стала развиваться совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности.

Развитие правосознания связано с историческими этапами в трактовке сущности права.

Основы теоретического осмысления сущности права были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей.

Рационалистические идеи о природе человеческого поведения были высказаны Сократом (469 - 399 гг. до н.э.). Его идеи о необходимости совпадения справедливого, разумного и законного были развиты Платоном и Аристотелем.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые гениально распознал два психологизированных явления, лежащих в основе развития общества, - потребности и способности людей. Закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями членов общества. Государственные формы, по Платону, могут ухудшаться как по экономическим, так и по душевным (психологическим) причинам. Законом именуются определения разума - на этом платоновском постулате зиждется последующее развитие рационалистического направления в философии права.

Каждая форма государства гибнет, по утверждению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. (Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию - "опьянение свободой в неразбавленном виде"). В "Законах" Платон подчеркивает, что справедливые законы - это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо для всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.

Великий ученик и оппонент Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считал, что человек - существо политическое и только в политическом общении завершается его сущностное формирование.

Право было подразделено Аристотелем на естественное и волеустановленное (в последующей терминологии - позитивное). Естественное право обусловлено всеобщей природой людей. Качество закона определяется его соответствием естественному праву. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление - правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, а закон - уравновешенный разум.

Идеи Сократа, Платона, Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как мерила справедливости, равенства и разумности человеческого поведения. Уже у самых своих истоков научное правоведение смыкалось с человековедением.

В раннем Средневековье идеи Платона, Аристотеля и других древних мыслителей подверглись клерикализации. Крупнейшим идеологом этого периода был Аврелий Августин (354 - 430). В трактате "О свободной воле" он провозгласил: "Всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание".

В среднем периоде Средневековья, в период формирования и расцвета абсолютных монархий, сложилось этатистское (от французского "etat" - государство) понимание права, произошло приравнивание его к государственной власти. Считалось, что в условиях местнического самочинства и самоуправства человеку лучше уступить свои права неограниченному монарху, получив от него защиту жизни и имущества. Поведение подданных стало жестко регламентироваться - возникла цензура над жизнедеятельностью человека, утвердилась система жестких ограничений его жизненной активности. Государственная регламентация охватила всю гражданскую жизнедеятельность членов общества. Правом стала именоваться система государственно-нормативных ограничений человеческого поведения. В управлении обществом возобладал принцип "все, что не разрешено, - запрещено". Правовые нормы стали пониматься как нормы запретительные, а задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном.

Репрессивный аппарат монархического деспотизма подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли. В этих условиях люди, опасаясь репрессий, начинают воздерживаться от всякой инициативы, решительных самостоятельных действий. Человек становится замкнутым, пассивным, начинает понимать, "что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его существовании и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества" .

Средневековая деформация права породила состояние всеобщей запуганности и затравленности. Жизнь общества меркла, распространились нищета и уныние. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей.

В XVIII в. прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и другие) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Возрождается гуманистическая направленность правового мировоззрения. Выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) считал, что "духом законов" является рационалистическая природа человека. Законы данного общества объективно предопределяются характерами и свойствами людей этого общества. Законы одного народа не могут оказаться пригодными для другого народа. (Эта идея послужила затем основой для возникновения исторической школы права.)

В 1764 г. вышла брошюра итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738 - 1794), последователя Ш. Монтескье, "О преступлениях и наказаниях" (которая затем выдержала свыше 60 изданий на многих языках мира, в том числе и на русском). Идеи Ч. Беккариа произвели переворот в практике уголовной юстиции. Беккариа подверг убедительной критике запутанные и переусложненные уголовные законы, тайное уголовное судопроизводство и неоправданную жестокость наказаний (в некоторых странах еще сжигали ведьм и повсюду применялись жестокие пытки). Беккариа впервые провозгласил: эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты его исполнения, человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор. Идеи Беккариа получили широкое распространение. Началась широкая волна реорганизации судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций. В ряде стран стали вводить раздельное содержание заключенных по признакам пола, возраста, стали предоставляться некоторые условия для производительного труда.