ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
студентки 5 курса гуманитарного факультета
Учебная дисциплина: «Защитные механизмы личности и коллектива»
Тема: «ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИИ»
«Защищен»____________ «Оценка»___________
Одесса-2008г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
І. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИ
1.1. Защитный механизм интеллектуализации
1.2. Защитный механизм рационализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Из всех бесчисленных субъективных личностных ценностей есть одна, неизмеримо превосходящая все остальные и, тем не менее, парадоксальным образом часто ускользающая от внимания человека. Эта ценность – потребность в самоуважении, в достаточно высокой самооценке, а по существу – потребность в мире с самим собой. Только сохранение самоуважения, представление о себе как о достойной фигуре, соответствующей собственным идеалам, позволяет человеку сохранять целостное поведение, оптимизм перед лицом неудач и трудностей и высокую активность в условиях неопределенности, то есть в условиях повседневного существования, где неопределенность сопутствует самым важным, судьбоносным решениям и поступкам: решению кем быть в этой жизни, с кем связать свою судьбу, как вести себя в условиях конфликта между желанием и долгом и т.п. Человек, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии.
Между тем, у каждого из нас всегда достаточно оснований для такого внутреннего конфликта. Более того, чем выше и сложнее душевная организация человека, тем чаще возникают у него противоречивые, взаимоисключающие потребности. Так, желание добиться успеха и заслужить признание нередко приводит к враждебности к потенциальным соперникам – к тем, кто превосходит нас талантами или работоспособностью. Но такая враждебность, основанная на зависти, унизительна для человека с высокой самооценкой, искренне полагающего, что талант и работоспособность достойны уважения и что он сам этими свойствами не обделен. Чтобы внутренний конфликт – в данном случае между «недостойной» завистью и уважением к себе – не привел к расстройству поведения и к депрессии, человек использует механизм психологической защиты, изощренными и хитроумными способами предотвращающий снижение самооценки. Наше внимание мы сосредоточим на рассмотрении механизма срабатывания интеллектуальных психологических защитах – интеллектуализации и рационализации.
І. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИ
1.1. Защитный механизм интеллектуализации
Защитный механизм интеллектуализация, является одним из менее известных защитных механизмов. Под ним понимают процесс, посредством которого субъект стремиться выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот термин чаще употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного мышления над переживанием и непризнанием аффектов и фантазий. Термин «интеллектуализация» у З. Фрейда не встречается, одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит А. Фрейд. Она трактовала интеллектуализацию подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого «Я» стремиться овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, интеллектуализация – это одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого «Я».
Действие интеллектуализации проявляется в основном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или (фрустрирующей) ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличие убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от другой интеллектуальной защиты – рационализации, по мнению Ф.Е. Василюка, в том, что она по существу представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций, что собственно подтверждает определение интеллектуализации как вида психологической защиты, сделанное А. Фрейд.
Случается, что даже самые умные и образованные люди не способны оценить адекватно собственные переживания и подлинные мотивы своих поступков. Известен такой пример.
Один выдающийся американский психолог, с именем которого связано целое большое направление в психологии, опубликовал статью о сновидениях, в которой в качестве иллюстрации привел собственный сон. В этом сне он играл в карты с друзьями, и на руках у него были прекрасные карты, сплошные козыри. Однако как только он начал выбрасывать эти карты на стол, все они, одна за другой, превращались в мелочь, которую противники могли легко побить. Для любого специалиста смысл такого сновидения совершенно прозрачен: сон этот свидетельствует о глубокой внутренней неуверенности человека, о его сомнении в качестве собственных «козырей». Трактовка эта не вызывает сомнений: он болезненно уязвим и мучительно неуверен в себе этот действительно талантливый, но и очень амбициозный человек, и с какой острой ревностью и подозрительностью он относится к чужим идеям и успехам. Нет сомнения, что он отнюдь не был склонен сделать эти свои комплексы достоянием широкой научной общественности. Нет также сомнения, что при его уровне квалификации он без труда определил бы подлинное значение этого прозрачного сна, если бы его рассказал ему кто-то другой. Однако он остался полностью слеп к собственному сновидению и прокомментировал его так: «Этот сон отражает мою любовь к игре в покер».
Интеллектуализация как психологическая защита может принимать и вид жизненных позиций, «твердых» убеждений, она может стать доминирующим способом думать о себе и о мире и в соответствии с этим строить свои отношения с окружающими. Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется жесткостью, «автоматизированностью» (человек не способен реагировать на реальную ситуацию: он реагирует на свой прошлый опыт относительно подобных ситуаций или на свой интеллектуальный неосознанный страх) чрезмерностью, толерантностью.
Интеллектуализации можно противопоставить другой защитный механизм – рационализацию.
1.2. Защитный механизм рационализации
Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».
Рационализация используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами. Например, героине романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташе необходимо избавиться от мысли об измене любви , об измене князю Андрею. «Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?. У Наташи совершается внутренняя психологическая работа по объяснению разумными причинами совершившихся событий. Эта работа устраняет душевный конфликт между представлениями о порядочности и реальным поведением. В конце концов героиня говорит: «Мне кажется, что я сто лет люблю его (Анатоля). Да и не любила никого так, как его.
Наиболее яркие феномены рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрежение к получению высшего образования, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи в упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему якобы не нужно. Точно так, и похвальба альковными подвигами – тоже может выступать как психологическая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном человеке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
* они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
* они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.
Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.