Федеральное агентство по образованию РФ
Российский государственный университет им. И.Канта
Кафедра общей психологии
Курсовая работа за III курс
Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов
Выполнил: студент III курса
Факультета психологии и социальной работы
Дневной формы обучения
Павлов Максим Николаевич
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Торопов Павел Борисович
Калининград
2007
Введение
Проблема: Не исследованность того, что влияет на появление авторитарных убеждений у людей.
Тема:
Исследование склонности к правому авторитаризму у подростков.
Объект:
Убеждения, как компонент социальных установок.
Предмет:
Склонности к правому авторитаризму, как убеждение у подростков.
Цель:
Исследовать склонности к правому авторитаризму, как убеждение у подростков.
Задачи:
1.Теоретический анализ проблемы социальной установки в современной психологии.
2.Эмпирическое исследование связи уровня правого авторитаризма и уровня удовлетворенности жизнью у подростков.
Гипотеза:
Существует связь между уровнем удовлетворенности жизнью и уровнем право-авторитарных убеждений.
Методы: Тестирование, анкетирование, математические.
Методики:
Тест RWA, анкета удовлетворенности жизнью, ранговая корреляция Пирсона.
Структура работы:
В первой главе «Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии» рассмотрены установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление и убеждения, как содержательная составляющая социальной установки.
Во второй главе «Эмпирическое исследование склонности к правому авторитаризму у подростков, учащихся в 11-х классах» представлены методики и особенности их проведения, результаты и их интерпретация.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии
1.1 Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление
В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов:
Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним-аттитюд[32].
Социальная установка - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты[3].
Установка - готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Установки выражают внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям[12].
Социальная установка - это общая ориентация на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Знание социальной установки личности позволяет в известной степени достоверности прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. Установки опосредуют влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой[12].
Установка - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека[11].
Социальная установка - это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок обусловлена тем, что они так или иначе влияют на поведение человека[14].
Установка - любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом[13].
В российской социальной психологии исследованием социальной установки, как социально-психологического явления занимались следующие ученые: Асмолов, Ядов, Узнадзе.
В зарубежной социальной психологии исследованиями установок занимались такие авторы как: Терстоун, Осгуд, Смит, Гибсон, Сарнофф.
Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [5].
Ф.Оллпорт характеризует аттитюд как бессознательную составляющую поведения, которая подготавливает его и направляет, активизируя при этом одни реакции и тормозя другие на фоне общего сближения результатов и потребностей, регулирующих как восприятие, так и действие [16].
«Я определяю аттитюд как намерение реагировать позитивно или негативно на психологический объект, которым может быть любой символ, личность, фраза, слог или идея, относительно которой индивид может иметь различные чувства»[34].
«Аттитюд – это имплицитная драйв-производная реакция относительно социального значения в индивидуальной сфере деятельности»[18].
Смит, Брунер и Уайт считают, что аттитюд – «это предрасположенность к опыту, которая мотивирует индивида к определенным действиям относительно объектов»[32].
Чарльз Осгуд главным качеством аттитюда видит «предрасположенность реагировать, которая зависима от других состояний, таких, как готовность к предрасположению относительно оценочного ответа»[27].
Сарнофф определяет аттитюд как склонность реагировать положительно или отрицательно на определенный класс объектов[28].
Креч, Кратчфильд и Баллачи в 1962 году обозначили аттитюд как «постоянные системы положительных или отрицательных оценок, когниций и действий «рrо or contra» в отношении социальных объектов».
«Социальная установка есть устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившейся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации»[15].
Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая человека к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений[15].
Мы в своем исследовании будем использовать то определение, которое дал Д. Майерс, а именно: «Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении». Синоним – аттитюд.
Традиционно установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Еще в 1935 г., на заре исследования установки, Г. Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной психологии: "Не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве и недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного. Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, "они привносят смысл в мир"; они разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в жизни" [17]. Важность изучения установок в социальной психологии обусловлена тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. Так, сторонник частной собственности на землю, очевидно, будет на выборах голосовать за кандидата, поддерживающего, а не отвергающего это положение. Любитель симфонической музыки, скорее, пойдет в филармонию, чем на концерт рок-группы. Футбольного фаната вряд ли можно затащить на лекцию о сюрреализме в живописи. Все воспитатели испокон веков озабочены тем, чтобы воздействовать на установки своих воспитанников с целью благотворных изменений в их поведении.
В середине прошлого века американские исследователи выделили три различных компонента установки: когнитивный, аффективный, или эмоциональный, и поведенческий, или конативный. В соответствии с таким трехкомпонентным подходом какая-либо наша установка представляет собой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему.
Когнитивный компонент включает в себя суждения оценочного характера, мнения об объектах. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности-вредности, желательности - нежелательности, приемлемости – неприемлемости и т. д. Когнитивный компонент опирается на процесс установления познавательных отношений, однако в этом случае имеются в виду не причинно-следственные отношения, а сопоставление и соизмерение признаков объекта с целями человека, что характерно для ценностных суждений субъекта. Эмоциональный компонент включает в себя чувства относительно социального объекта: удовольствие – неудовольствие; симпатия – антипатия; любовь – ненависть и т. д. Некоторые авторы считают эмоциональный компонент сердцевиной аттитюда и связывают с ним мотивирующую функцию социальной установки. Конативный компонент – готовность к действию – включает в себя тенденции готовности к поведению относительно социальных объектов. Конативный компонент означает готовность к действию и не перекрывает реальное поведение. Хотя подчеркивается важность аттитюда в реальном поведении, однако оговаривается различие между открытым поведением и латентным состоянием диспозиции к действию. Как отмечается во многих исследованиях, реальное поведение, кроме установки, детерминировано внешними физическими или социальными факторами. Так, М. Фишбайн показал, что в формировании намерений поведения аттитюд выполняет одну из функций наряду с нормативным требованием социума и стремлением индивида учитывать эти требования.