Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н.К.Михайловского о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание.
Итоговый вывод Н.К. Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.
Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце 19 века. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа “Личность и условия её развития”(1905). В специальной социально-психологической работе “Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки”(1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В.М.Бехтерев публикует свой фундаментальный труд “Коллективная рефлексология” (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическим развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки – рефлексологию. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии.
Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его “коллективная рефлексология” представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. В.М.Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность, в деятельность привело В.М.Бехтерева к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место как объединяющему фактору принадлежит языку. Важным представляется положение В.М. Бехтерева о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование.
В.М.Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работах содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный Бехтеревым вместе с М.В.Ланге, показал, социально-психологические явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Этой работой положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общения в формировании психических процессов[1].
· Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)
После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.
Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Наблюдались две тенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей; 2)тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии. Эта “объединительная” тенденция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых- обществоведов, философов, правоведов.
Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н.И.Бухарина и Г.В. Плеханова. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания социально-психологических явлений.
Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и общей психологии. Представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной и индивидуальной психологии, соотношение социальной психологии и социологии, природа коллектива как основного объекта социальной психологии.
При рассмотрении вопроса о соотношении социальной психологии и индивидуальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей быть не должно. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие.
Вопрос о взаимоотношении социальной и индивидуальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г.И.Челпанов. Он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с индивидуальной психологией, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно детерминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией. Её связь с марксизмом органична. Чтобы эта связь была продуктивной,
Г.И. Челпанов считал необходимым иначе осмыслить научное содержание самого марксизма. Позитивное отношение к включению социальной психологии в систему, реформированную в новых идеологических условиях, проявлялось и в том, что он предлагал включить организацию исследований по социальной психологии в план научно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организации Института социальной психологии.
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
В научно-организационном становлении социальной психологии в России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения[1].
· Третий период (вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов 20в.)
Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:
1. Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.
2. Идеологическая направленность западной социальной психологии, расхождение в понимании общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском союзе попала в разряд лженаука.