Смекни!
smekni.com

Солнечные пятна и психозы (гелиопсихология) (стр. 1 из 2)

В богатом научном, творческом наследии Александра Леонидовича Чижевского немало неизвестных широкой публике страниц. Что то безвозвратно утеряно, что-то хранится в архивах, что-то было опубликовано малым тиражом и забыто. К последнему относится предлагаемая вниманию наших читателей замечательная статья Чижевского о факторах, способствующих возникновению и распространению массовых психозов, которая была впервые напечатана в «Русско-немецком медицинском журнале» в марте 1928 года. Повторно она была опубликована в 1989 году в журнале «Природа и человек». К сожалению, тогда были напечатаны лишь выдержки из обстоятельного труда замечательного советского ученого. Они и дошли до наших дней. А полный текст статьи, вероятно, утрачен для нас навсегда. Данная работа сугубо научная – Александр Леонидович скрупулезно и убедительно показывает влияние солнечной активности на социально психические проявления в человеческом обществе.

Предлагаемая работа представляет из себя краткое изложение моих исследований, которые я веду с 1915 года в области изучения влияния факторов физико-химической среды на поведение коллективов, возникновение и развитие психических и психопатических эпидемий и массовых движений вообще.

Можно утверждать, что человечество либо все в целом, либо его группировки, сообщества, всегда находятся во власти той или иной психической эпидемии. В истории, охватывающей тысячелетия, мы не встретим ни одной эпохи, когда человеческие умы не были бы взволнованы той или иной идеей. Всегда отыщется соответствующая времени или эпохе идея, которая станет центром группировки человеческих масс. Как только это совершилось, мы будем иметь налицо массовое умственное явление которое можно вполне основательно назвать психической эпидемией. Таким образом жизнь сообществ протекает под знаком психических эпидемии Во всякий данный момент в целом ряде стран умы заняты или даже всецело заполнены какой либо основной мыслью, характер которой стоит в зависимости от ряда социальных факторов. Эта основная идея, волнующая сообщество, может быть скрыта от наблюдателя, но она становится ясной всегда коль скоро возникает массовое движение.

Во все времена истории мы находим эпидемии повальных убийств на военной политической или религиозной почвах. Я не говорю про убийства совершаемые человеком во время битвы, когда злодеяние совершается во имя самозащиты или защиты страны от врага Я имею в виду эпидемии убийств совершаемых под разными предлогами во время политических или религиозных движений. Чтобы быть способным на такого рода убийства – в человеческой природе должны произойти некоторые изменения, должны обнажиться инстинкты в их первобытной экологической форме.

Уже в Библии мы находим целый ряд описании ужасных боен, например, избиение мидианитов. Древняя история дает примеры массовых безумств, подобных уничтожению карфагенян<…>

С другой стороны, мы знаем явления, когда люди тысячами по собственному почину накладывают на себя руки. Еще у Плутарха есть рассказ об эпидемическом распространении самоубийств среди девушек г. Милета. Монтень рассказывает о массовом самоубийстве осажденных Брутом ксантийцев <…>.

Культ экстатического действа, проявляющийся в виде огромных психических эпидемий, известен во все времена и у всех народов. Его появление история относит к Фракии, где он получил оформление в виде оргий в честь Вакха, чаще именуемого Дионисом – богом веселья, пьянства, самозабвения и сладострастия.

Главная цель оргий заключалась в доведении всех присутствующих до экстаза (ex stasis – «из-ступаю»). Для этих целей пользовались безостановочной и головокружительной пляской до полного изнеможения под звуки флейт, тимпанов и кимвалов, вдыханием смолистых курений и опьянением вином. Оргии завершались разнузданным половым разгулом, оправданным верою в божественность оплодотворения. Мистические экстазы персидских суфисов, радения русских сектантов, абиссинские церковные обряды, итальянский тарантизм – все они имеют тот же религиозно-сексуальный характер и эпидемически охватывают большие слои населения. В несколько видоизмененной форме тот же культ имел распространение под видом массовых увеселений, принимавших эпидемические формы в эпохи различных моровых язв или политических катастроф, например, во время чумы в Афинах в период «черной смерти», во времена террора и массовой резни во Франции в эпоху Великой французской революции и в другие времена.

Сходные по форме проявления, но несколько отличные по причине возникновения и по содержанию эпидемии исступленного движения имели место в предшествовавшую эпоху. Это были эпидемии хореи, пляски св. Витта, танца св. Гюна. Подобно ураганам они охватывали мир средневековья, выражаясь в самых поразительных формах <…>

Поразительные по своему содержанию эпидемии самобичевания, или и флагелляции, начались с 1260 г. В этом году в Италии близ Перуджии пустынник Райнер призывал к покаянию и самоистязанию путем бичевания. Отсюда зараза проникла на огромные расстояния. Уже по словам хроники 1261 г. самобичевания наблюдались во многих частях Европы. Крупнейшие эпидемии самобичевания пронеслись по Европе в период «черной смерти». Современные городские хроники рисуют картины покаянных шествий, которые в конце концов превратились в очаги разврата. Действительно «страх перед Христом» и дух покаяния – это лишь одна сторона мании, друга сторона, это – пол. По словам хроникеров, в шествия флагеллянтов принимали участие люди обоих полов всех возрастов. Они бродили из города в город, без одежд с единым только поясом вокруг талии. Каждый имел при себе кожаную плеть, которая и применялась для бичевания плоти. Клиническое изучение активной и пассивной алголангии приводит к тому убеждению, что данное извращение наблюдается у лиц с ясно выраженной психопатической конституцией. Сочетание акта бичевания с половым возбуждением устанавливало тот психологический комплекс, который, развиваясь, приводил к возникновению психопатических эпидемий религиозно-сексуального характера. <…>

Как мы видели, при наличии в населении повышенно нервной возбудимости и предрасположения организма к психической инфекции могут возникнуть и охватить широкие массы населения всевозможного рода массовые психозы и психопатии. Но иногда они локализуются в ограниченной области, захватывая школу, монастырь, фабрику, селение или город. В литературе описаны массовые психозы и массовые психопатии, представляющие собою единичные по своему характеру и содержанию явления, локализованные на ограниченной территории и в ограниченном промежутке времени…

Ни один мыслящий человек не в состоянии пройти мимо поразительного явления массовых психозов и психопатий, не уделив ему своего внимания. Чем обусловлены эти замечательные явления? Какие факторы способствую их возникновению и развитию? Нельзя ли обнаружить какие-либо общие закономерности, свойственные всем массовым психическим явлениям, или же эти явления возникают и гаснут произвольно?

Исследователя, который глубоко вошел в изучение явлений этого рода, поражает удивительная способность человека вовлекаться в безумный вихрь психических или психопатических эпидемий. Еще вчера жестоко обличавший то или иное массовое движение, сегодня он становится сам его адептом, его жертвой. Психическая инфекция проявляет себя быстро и решительно, охватывая молниеносно огромные круги населения.

Детально изучая историю психических и психопатических массовых движений в связи с социальной историей соответствующих эпох, я должен был придти к заключению, что одних психических и социальных (политико-экономических) факторов недостаточно для объяснения сложного процесса явления. Далее я пришел в выводу, что в сложном комплексе факторов, обусловливающих массовые психозы, несомненно имеют место еще некоторые другие факторы, ускользавшие до сего времени от исследователя. Основываясь на экспериментальных трудах по изучению влияния физико-химических агентов внешней среды на поведение животных, я в виде рабочей гипотезы сделал предположение, что как возникновению, так и развитию массовых психических явлений (конечно, при наличии прочих социальных факторов) способствуют факторы внешней природы, имеющие большие районы действия и определенную периодичность во времени.

Но тот материал, который нам дает отдел психиатрии, изучающий массовые психозы, оказался недостаточен для статистической обработки в целях обнаружения присутствия или отсутствия периодичности психозов и, следовательно, и их связи с какими-либо периодически функционирующими факторами внешней среды. Удалось лишь выяснить некоторые общие тенденции распределения массовых психозов во времени, для проверки которых я обратился к другому исследованию, которое мною было осуществлено в течение нескольких лет и вскрыло в результате целый ряд замечательных закономерностей, которые я и собираюсь изложить в данной статье.

Количественный анализ кривых всемирно-исторического процесса позволил вывести следующие три основных положения:

1. На различных материках земли, в различных государствах, у различных народов, независимо от того, существуют ли между ними какие-либо взаимодействия, общее количество массовых движений, имеющих историческое значение, то повсеместно и одновременно увеличивается, то повсеместно и одновременно уменьшается, образуя, таким образом, как бы всемирный цикл исторических событий – массовых психических явлений.

2. В большинстве столетий этот всемирный цикл исторических явлений повторяется по 9 раз. <…>

3. На основании рассмотрения большинства столетий необходимо признать, разделив 100 на 9, что каждый всемирно-исторический цикл равен, в среднем арифметическом, 11,1 года.

Основные выводы из результатов количественного анализа кривых всемирно-исторического процесса: