Таблица 8. Rotated Component Matrix
Повёрнутая матрица компонентов | |||
Component (Компонент) | |||
1 | 2 | 3 | |
А1 | .93 | .92 | .93 |
А2 | .91 | .90 | .88 |
А3 | .90 | .84 | .86 |
А4 | .88 | .83 | .84 |
А5 | .87 | .81 | .81 |
А6 | .84 | .79 | .80 |
А7 | .83 | .78 | .78 |
А8 | .80 | .76 | .75 |
А9 | .78 | .73 | .73 |
А10 | .74 | .72 | .71 |
А11 | .72 | .70 | .69 |
А12 | .70 | .69 | .69 |
А13 | .65 | .67 | .65 |
А14 | .63 | .65 | .64 |
А15 | .61 | .64 | .61 |
Таким образом, в структуре мотивации киноперсонажа преобладают три фактора: нонконформизм – конформизм, самоутверждение – самоотдача, переживание моральных норм – желание вызвать симпатию. Остальные данные приведены в приложениях.
Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы».
«Исторически первой работой, посвященной проблеме эмоционального интеллекта, стала работа Салоуэя и Майера, включающая в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности».[24]
По мнению Салоувэя и Майера, эмоциональный интеллект, включает в себя 4 части:
· способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
· способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
· способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
· способность управлять эмоциями.
В своей работе для определения структуры эмоционального интеллекта испытуемых мы применяли методику Холла.[24] В данной методике 30 вопросов, опросник приведен в приложениях, на которые испытуемыми выставляются баллы от -3 до 3:
· Полностью не согласен (-3 балла).
· В основном не согласен (-2 балла).
· Отчасти не согласен (-1 балл).
· Отчасти согласен (+1 балл).
· В основном согласен (+2 балла).
· Полностью согласен (+3 балла).
По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Выборка учеников составляла 82 человека, 34 мальчика и 48 девочек. Результаты подробнее приведены в приложениях.
Суммарные результаты группы по шкалам методики Н.Холла:
Таблица 9. Результаты определения эмоционального интеллекта испытуемых
Шкалы | Сумма баллов | Средний балл |
Шкала «Эмоциональная осведомленность» | 917 | 11,2 |
Шкала «Управление своими эмоциями» | 946 | 11,6 |
Шкала «Самомотивация» | 1015 | 12,4 |
Шкала «Эмпатия» (способность к сочувствию) | 983 | 12,0 |
Шкала «Распознавание эмоций других людей» | 1048 | 12,8 |
Интегративный (общий) уровень: | 4909 | 59,9 |
Уровни эмоционального интеллекта в каждой шкале:
· 14 и более – высокий;
· 8-13 – средний;
· 7 и менее – низкий.
Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
· 70 и более – высокий;
· 40-69 – средний;
· 39 и менее – низкий.
Таким образом, следует сделать вывод, что для группы испытуемых показатели эмоционального интеллекта довольно высоки. Наиболее высоким оказался показатель по шкале «Распознавание эмоций других людей». Однако все показатели не выходят за пределы средних. Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта составляет для группы в среднем 59,9. Это довольно высокий показатель.
Следует сделать вывод, что общий уровень эмоционального интеллекта группы оказывает на восприятие кинофильма следующее действие. По шкале «Эмпатия» (способность к сочувствию) показатель довольно высок. Эта шкала по результата явно больше выражена у девочек. Тем не менее, «Распознавание эмоций других людей» присуще в исследуемой группе как мальчикам, так и девочкам. Довольно стойкие показатели по шкале «Управление своими эмоциями». Это свидетельствует о высоком уровне осознанности и управлении чувствами при просмотре. Данная шкала определяет влияние на выбор наиболее значимых эмоциональных эпизодов фильма.
Самый низкий средний показатель по шкале «Эмоциональная осведомленность». Он свидетельствует о некоторой неспособности к объективному оцениванию эмоциональных моментов. Это оказывает влияние на восприятие школьниками дополнительных сюжетных линий повествования.
Довольно высок показатель по шкале «Самомотивация». Он определяет понимание и осознание, а также оценку себя самого при соотнесении своих собственных качеств с качествами героев.
Таким образом, следует сделать вывод, что уровень эмоционального интеллекта оказывает существенное влияние на восприятие испытуемыми произведения киноискусства.
В заключение нашей работы подведем итоги проведенного исследования.
В ходе проведения исследования влияния персонажей кинофильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» на анализ ценностных ориентаций детей 9-11 классов на было выяснено, что не всегда структура мотивации либо Я-концепция киноперсонажа вызывает стойкие ассоциации с собой у школьников 9-11 классов.
Следует отметить несколько особенностей. Во-первых, весьма значительная часть зрителей-подростков, вне зависимости от признания или опровержения актуальности фильма, затрудняется аргументировать свою позицию по отношению к фильму.
Во-вторых, целый ряд проблем, затронутых в фильме (таких, например, как борьба добра со злом, самопожертвование) используются зрителями как для обоснования его актуальности, так и, напротив, не актуальности. Таким образом, актуальность либо неактуальность фильма определяется в зависимости от ценностной жизненной позиции («сейчас стало лучше» или, наоборот, «сейчас стало хуже»).
Так, некоторые гипотезы исследования подтвердились, некоторые были опровергнуты. В частности, выяснено, что влияние фактора «решительность-нерешительность» вызывает структурное изменение восприятия личностных ценностей в подавляющем большинстве у мальчиков, а у девочек – «отзывчивость-равнодушие». Э
тот факт определяется гендерным признаком и структурой личности зрителей-подростков.
Отметим также, что 41,3% из тех респондентов, кто считает фильм актуальным, затруднился обосновать свое мнение. Высказывания же респондентов, выделяющих в фильме ту или иную актуальную для нашего времени проблематику (борьба сил добра со злом, стремление к самосовершенствованию), суммарно составляют 38,2%. Выделяется также группа респондентов, апеллирующих при обосновании актуальности фильма к таким моральным категориям, как гуманность, справедливость, совесть, честь, преданность, честность, вера в человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что восприятие фильма как актуального предполагает ориентацию на ценностную проблематизацию нравственно-этических оснований и, напротив, восприятие его как неактуального связано с дистанцированием зрителя от ценностных оснований, характеризующих основное содержание фильма. Причем подобное дистанцирование связывается и с негативной оценкой фильма в целом.
Понимание общего замысла фильма, постижение режиссерской сверхзадачи невозможно без «вчувствования» в мир его персонажей, зрительского сопереживания героям. Подобно тому как актер, работая над ролью, проникает в суть характера своего героя, стремясь к постижению сверхзадачи автора, так и зритель, сопереживая персонажам художественного произведения, идентифицируя себя с ними, подходит к проникновению в смысловое содержание произведения.
Подходя к результатам факторного анализа, проведенного по факторам мотивации персонажей фильма, следует отметить, что в данном случае наиболее нагруженными факторами оказались «нонконформизм – конформизм», «самоутверждение – самоотдача», «переживание моральных норм – желание вызвать симпатию».
Таким образом, становится понятной структура влияния персонажей фильма на ценностные ориентации детей 9-11 классов. В результате исследования гипотезы 1, 2, 3 и 4 подтвердились.