Смекни!
smekni.com

Cоциально-психологические механизмы влияния (стр. 2 из 4)

Английский исследователь Дж. Уэбб в работе "Оккультизм как общественное явление" [2] отмечал, что в основе чередования свободы разумности и нерозумности содержатся духовные факторы. Собрав большой материал по распространению нетривиальных идей, иррационализма, мистических течений прошлого и современности, он пришел к выводу, что эти течения связаны с психологическими и культурными закономерностями общественной жизни, что каждая эпоха европейской истории имела специфический духовный образ. Современный иррационализм, тяга к замкнутых группировок, по его мнению, выступает как стихийная идеология растерянных масс. Как правило, захват людей такого рода идеями, тяга к образованию замкнутых социальных групп, где эти идеи могут иметь выражения, наступает в эпоху крутого перелома социальных порядков, традиционных верований (светских и религиозных), коренного переворота в социально-экономической структуре, острых социальных коллизий , глубокого кризиса в идеологии, массовом сознании людей, психологической усталости широких слоев населения.

В совокупном духовном опыте каждого общества имеют место различные, иногда полярные, противоречивые традиции, идеи, верования - мифологические и научные, светские и религиозные, утилитаристськи и романтические, эгоистические и альтруистические, сентиментально-идиллические и трезво-рассудительные. Какие из них возьмут верх - зависит от многих обстоятельств в жизни людей и конкретной личности. Тоталитарные группы становятся привлекательными на этапе, когда сама жизнь приобретает иррационального характера, а на поверхность выходят поезд тайного знания, поиск истины в зашифрованном - в знаках, символах, в интуитивном, чувственном. Эти новообразования быстро приспосабливаются к изменениям в социальной жизни, используя его проблемы, недостатки в свою пользу.

Феномен современных тоталитарных групп в виде альтернативной религиозности родился в США в 60-е годы ХХ века и впоследствии появился на общественном арене Европы, набирая различные формы. Распространение тоталитарных групп религиозного направления (тоталитарных культов) до определенного времени не вызывало беспокойство в правительственных структурах, среди общественности многих стран мира, в том числе и в Украине. Большинство из них существует легально, на законных основаниях, зарегистрировавшись как духовно-культурные центры (философского, культурологического, медицинского, религиозного, эстетического, просветительского и иного направления, то есть под лозунгом развитию духовности, заботы о физическом и духовном здоровье людей), а поэтому претендует на защиту своей деятельности в соответствии с принципами Европейской конвенции прав человека.

Общественное беспокойство возникло в связи с противоправными и антигуманными действиями членов тоталитарных групп в Джонстауне (Гайяне, 1978 г.), где за религиозных убеждений 900 человек покончил жизнь самоубийством; в штате Техас (США, 1993 г.), где 80 сторонников адвентистской -раскольнической группы "Ветвь Давида" сожгли себя; в Швейцарии (1995 г.), где 30 членов группы "Храм Солнца" (пятеро из них дети 14 - 15 лет) сожгли себя. Активно действовали в этом направлении религиозные организации "Аум Синрике" в Японии и России (посягательство на массовое уничтожение населения), Великого белого братства в Украине (неоднократные пророчества конца света и воскресения 144 тысяч белых братчиков), в Греции, Франции, Канаде, Германии и других странах, где провоцировались массовые голодовки, опасные для жизни и здоровья людей. Со временем тоталитарные группы привлекли к себе внимание и правительственных структур, поскольку стали проявляться их теневые черты - организованная преступность, нарушения прав человека, попытки проникновения во властные структуры, претензия на мировое господство "умных людей" над "рабами-добровольцами", уклонение от уплаты налогов, торговля оружием, наркотиками, незаконная врачебная практика т.д.

Появление тоталитарных групп в посткоммунистических странах совпала с периодом демократизации светской и религиозной жизни, религиозного возрождения. Она стала своеобразной формой диссидентства, протеста против коммунистической идеологии, а впоследствии, как и на Западе, - альтернативой традиционным религиям и общественно-политическим движениям и объединениям. Появлению этих групп способствовало также падение престижа и значимости так называемой институциональной церкви, традиционных верований, духовный вакуум, образовавшийся в связи с крахом марксистско-коммунистической идеологии и сознания.

Нынешнее тяготение к образованию замкнутых социальных групп имеет свои особенности. Оно приобретает массовый характер, рекрутуючы в свои ряды все больше молодежи, а не пожилых и среднего возраста, и становится для нее очередным "модным" направлением. На этом фоне несколько потускнели такие молодежные течения, как "рокеры", "панки", "металлисты" и т.д. Этому способствует ряд кардинальных изменений в обществе. Потеря социальных ориентиров, социальной опоры, привычных гарантий и обеспеченного хотя бы по минимуму существование вызывает у людей растерянность. Новая система ценностей, идеалов, норм формируется вне аксиологических контекста общечеловеческих ценностей, национально-этнических, религиозных традиций. В таких условиях социально-психологический фактор приобретает все большую иррациональности, а мировоззренчески-идеологический вакуум легко заполняется альтернативными, эклектичными мифологемами, символами, которые воспринимаются некритически, на веру, особенно когда они в сознании молодого человека доносятся привлекательно, с применением влияния не только на сознание , но и подсознание.

В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов:

а) практически-правовой, связанный с возможностью их легального существования на законных основаниях, согласно действующему законодательству (решением Европейского парламента в феврале 1996 года по сект в Европе деятельность таких групп признана социально опасной.

б) группы при бесконтрольного существования со стороны общества произвели отработанную стратегию и тактику мировоззренческой и психологической обработки личности, методика введения ее в стойку психологическую зависимость от группы;

в) разорвать связь члена группы после устойчивой зависимости от групповых процессов довольно трудно.

Отметим, что деструктивность группе предоставляет не ее программа, учения, верования, доктрина (они зачастую являются социально приемлемыми, что и позволяет тоталитарным группам официально регистрироваться и действовать в социально-правовом пространстве, а то, что она делает с личностью, как влияет на нее, на какие поступки, линию поведения побуждает, какой образ жизни навязывает. Деятельность тоталитарных групп стала возможной и благодаря несовершенству законодательной базы в этом вопросе, мировоззренческой и психологической неграмотности населения, несостоятельности людей противостоять методикам преобразования психики и контроля за деятельностью личности, неумению предвидеть негативные влияния.

Тоталитарные группы имеют сугубо прикладную направленность (они являются не формой поиска Абсолюта, Бога, философской идеи, а своеобразной формой решения собственных проблем личности нетрадиционным способом. Они привлекают к себе тем, что обещают, а нередко определенной степени дают людям и ключ к собственному мироощущению, личностных переживаний, захватывают своих сторонников идеей бесконечного самопознания, познания загадок психики как определенной самостоятельной ценности, нравственного самосовершенствования. Они пытаются приблизиться к человеку, его чувственности, внутренних состояний, поисков индивидуального отношения к окружающему миру. Следует заметить, что идеи всестороннего раскрытия способностей, задатков и самопознания ничего плохого в себе не несут. Наоборот, они помогают человеку ответить на ряд жизненно важных вопросов: "Кто я такая? Что я могу? Умею? На что я могу надеяться? "Но тоталитарная группа, помогая человеку искать ответы на эти и другие вопросы, рассматривает личность как существо асоциальное, не совмещенную с другими социальными связями. Самопознание нередко понимается как полное освобождение от социальных контактов, как отшельничество духа.

Возникает вопрос: что делает тоталитарную группу столь привлекательной для людей, чем количество его членов не уменьшается?

На наш взгляд, можно было бы условно выделить пять групп личностей, которые пополняют ряды этих новообразований. Первую группу составляют молодые люди, имеющие неуверенно, проблематично ситуацию в своей жизни. В сложной социально-экономической ситуации и духовной атмосфере они отчаялись в собственных силах, в будущем, потеряли смысл жизни или не видят выхода из сложных личных обстоятельств. Сюда же можно отнести и личностей, которые находятся в так называемых переходных или маргинальных периодах своей жизни: подростки, первый год вне семьей, изменение места работы или ее потеря, окончание учебного заведения и невозможность трудоустройства, внезапная болезнь или смерть в семье, несчастный случай, стресс и т.п.; нередко пребывания в тоталитарной группе для них является формой бегства от проблем "обычного" реального мира, своего рода духовным наркотиком. У людей с проблемных групп легче выработать и закрепить механизмы психологической зависимости.

Ко второй группе можно отнести пытливую молодежь - "умников и умниц", которых привлекает процесс открытия нового, стремящихся "чистого знания". Интерес к нетривиальных идей, эзотерических знаний у них возникает при знакомстве с нетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает и подсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в новых идеях и специфических магических обрядах, медитационные практике инструмент для рационализации субъективной сферы, который выходит за рамки наук. Как правило, эта часть молодежи увлекается астрологией, нумерологией. Ее привлекают изящные формулы типа: "Мы - последняя надежда человечества". Сюда можно отнести и представителей интеллектуализированных слоев населения, способных нести новое "учение" в массы, - педагогов, врачей, инженеров, творческую интеллигенцию (люди с высшим и незаконченным высшим образованием - основной костяк таких групп.