Смекни!
smekni.com

Cоциально-психологические механизмы влияния (стр. 3 из 4)

Третью группу составляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением, нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируется сильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значит моральная поддержка со стороны "учителя жизни", "гуру". Они страдают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформления своих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, в иррациональном.

К четвертой группе можно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культах получить "кайф". Они уверены, что, порадовав себя, получив надежд наслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие.

Пятую группу составляют лица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин, или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозные учения.

Представители всех этих групп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Прежде всего - разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми - ее.

Социализации личности можно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общения индивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение им социального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализации является не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и норм человеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа, его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализацию происходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условиях тоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей, морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия, контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности) с помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы.

Несмотря на разнообразие тоталитарных групп, в своей основе, методах работы и психологической обработки личности они имеют много общего. Во-первых, в них широко используются разнообразные приемы светского и религиозного миссионерства, учение которого представляет собой эклектику различных, порой противоречивых идей (восточных и западных, светских и религиозных), здесь распространяются и приобретают новый толкования апокалиптические темы. Во-вторых, запугивая людей картинами судного дня, "пророки" обещают легкий путь избавления от всех несчастий и бед в обмен на слепое подражание "духовных учителей", неукоснительное выполнение их воли. В-третьих, используя различные формы и приемы влияния на людей, лидеры этих групп под видом свободы слова, вероисповедания наживают большие состояния, проявляя равнодушие к рядовым членам групп, общин, их проблем, запросов, потребностей (кредо руководителя сайентологического движения Хаббарта: хочешь заработать миллион - создай секту На богослужениях церкви так называемого Полного Евангелия, действует в Киеве, пастор, призывая верующих к щедрой милостыни, время от времени повторяет, что деньги есть колесами Евангелия). Своих последователей "духовные учителя" рассматривают как толпу, необходимую для реализации своих целей. Происходит своеобразная "торговля душами": войди в наш круг - получишь исцеление, приведи друзей - получишь прощение, долучайся в группу - и мы найдем спасение не только для тебя, но и для всей страны, человечества; только с нами, "избранными", ты сможешь решить все свои проблемы. В-четвертых, в этих группах индивидам предлагают ложные жизненные ориентиры, а решение их насущных проблем, мировоззренческих и вероисповедных вопросов переносится, как правило, в сферу потустороннего мира, закрепляя зависимость человека от внешних сил, ее пассивность, ограничивая возможности, личные права и свободы . В-пятых, опасность пребывания личности в такой группе, как правило, не осознается ею.

Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму:

появление фигуры - лидера, который постепенно обрастает небольшим кругом последователей;

впоследствии последователи вступают ранга апостолов и начинают проводить активную агитационно-пропагандистскую работу, отыскивают, вербуют своих последователей;

создание (и регистрация на законных основаниях, если выдается такая возможность) своей организации (уставы и регистрационные документы, как правило, полны фразами о духовности, заботу о физическом здоровье людей или желание развивать культурные связи с другими народами и т.д.);

в качестве организационного кредо берется некая болезненная социальная проблема, например, наркомания, алкоголизм и т.п.;

обращение к массам, которым предлагается изящная "доктрина спасения" (исцеления, поддержка, выход из трудного положения, возможность быстрой карьеры и финансового обогащения, открытие новых эзотерических знаний и т.д.).

В тоталитарном группе создается хорошо отлаженная система взаимоотношений и порядка: четкая иерархия, идеология, единый ритм жизни, подкрепленный, как правило, проживанием в одном доме, единственный тип питания и т.п. Человек сразу оказывается включенной в малую социальную группу, имеет своего руководителя, который непосредственно общается с "духовным учителем". Жизнь членов группы четко регламентировано и требует от них безусловного подчинения определенным установкам, которые даются через слово.

Включение индивида в жизни группы происходит главным двумя путями: через ритуал и через реализацию "дары" (способность понимать и интерпретировать новые философские и социальные идеи, слово нового бога, исцелять и т.д.). Новых сторонников привлекает перспектива в группе "найти живого бога", приобщиться к чему эзотерического, которые могут постичь лишь "избранные". Со временем эта идея трансформируется в установки другого порядка: "Сделай так, чтобы Абсолют, Бог узнал о тебе и дал тебе знать, наделив каким-то особым даром - умениями, навыками и т.п.".

Тоталитарные группы, особенно философско-религиозного направления, выработали несколько уровней ритуального включения индивида в деятельность группы. Это: а) "фоновый уровень" - регулярные собрания, богослужения экстатического плана, без которых со временем человек уже не видит своего существования; именно при них происходит "непосредственное общение между Абсолютом, Богом и человеком. Многочасовые молитвы, подкрепленные системой постов, становятся через некоторое время допингом для индивида;

б) регулярные собрания микрогрупп, микроосередкив, где во время молитвенного экстаза проговариваются житейские проблемы каждого члена, все то, что огорчает его душу, лежит бременем на ней. Действо заканчивается коллективной молитвой за каждого отдельно и может сопровождаться всевозможными "прозрениями", откровениями, полученными в молитвенном экстазе. Причем лидер внимательно следит, чтобы видение, откровение, "глас истины" членом группы интерпретировались в нужном группе понимании.

Для введения личности в стойку психологическую зависимость от группы широко используются психологические факторы влияния. Особенно эффективными они становятся на коллективных собраниях, где происходит трансфер эмоций с помощью привычных средств воздействия - музыки и слова. Этому способствует использование их цикличности - от минорной тональности к неистовым возгласов. Эмоциональное напряжение то усиливается, то ослабевает. На пике звучания появляется харизматичный лидер со своими установками, проповедью. Музыка, пасторские проповеди, привлечение к ним свидетелей и участников разного рода чудес, исцелений, вечное ожидание чуда (как это имело место, например, в церквях "Победа", "Слово веры") особенно сильно влияют на людей со слабой психикой, которые легко поддаются внушению. Внешне человек выглядит вполне свободным - ее никто ни к чему не принуждает, ей самой предоставляется право свободного выбора: где и с кем жить, дружить, общаться, кому поклоняться. Но в действительности ее жизнь подвергается четкому регламентации через подчинение определенным установкам, которые идут от лидера группы, его ближайшего окружения.

По мнению Р. Дж. Лифтона, известного психолога, изучающего влияние тоталитарных групп на личность, под давлением группы происходит не разрушение личности, а своеобразное ее "расплавления", "раздвоение", что вызывает необратимые психические изменения. Это становится возможным в условиях мощного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Собственно "Я" личности испытывает разделения на две независимые функционирующие целостности. В результате "раздвоения" происходит процесс естественной социальной адаптации к новым невыносимых социальных условий. Первичное ядро личности впадает в коматозное состояние. Этому способствует обстановка "тотальной любви" в группе к новичку, доведение личности сначала до состояния психологической аморфности, а впоследствии и податливости на воздействия. Искусственно созданный дефицит времени, бессонные ночи, усталость, физиологические дезориентации, изменение режима сна, питания (обедненный рацион, суровые посты, которые не всегда под силу выдержать даже подготовленному человеку), сенсорная депривация или перегрузки и другие методы имеют одну цель - уменьшить влияние защитных психологических механизмов человека. Одновременно подрываются внешние связи личности с микросоциальной, референтными группами (родители, семья, близкие друзья, коллеги и т.д.), ее побуждают даже отказаться от своего имени и принять новое. В психологическом плане это достаточно сильный ход, поскольку вследствие этого разрывается духовная программа, духовный связь личности со своим родом, и в этом состоянии ему можно навязать нелепые идеи, побуждать к любой поведения, поступков, в том числе и противоправных . Впоследствии начинается массовая атака на мировоззрение, систему убеждений личности, усиливается различными видами контроля за поведением и сознанием личности. Спектр психологического контроля достаточно широк по объему. Он включает этапы "промывания мозгов", контроль сознания, поведения, информации, мышления, эмоций. Над имеющимся ядром личности формируется новое, податливое на воздействия, которое не вступает в конфликт с предыдущим. Это состояние психологами мало изучен и не совсем понятен, поскольку внешне личность может казаться даже радостной, такой, что не знает сомнений, противоречий, мук совести [3].