3. Путем расслабления всех скелетных мышц, вызывающего падение участника на пол. Чтобы сделать успешным ее выполнение, участники должны фактически «выключить» мысли и чувства из своего сознания. Хотя видовая поза рассматривается как исходная точка и начальная позиция других упражнений, это только умение, действующее на рефлекторном уровне. Работа с произвольными импульсами включает исследование сознательно контролируемых движений, которые могут быть и целенаправленными, например обход комнаты для удовлетворения любопытства. Для увеличения сензитивности к эмоциональным импульсам члены группы занимаются улучшением распознавания основных эмоций (страха, гнева, любви, удовольствия) и отработкой их в безопасных условиях группы. Например, участникам могут предложить принять видовую позу, вспомнить житейскую ситуацию, обычно вызывающую страх, и как можно быстрее ответить на «неотреагированное» мышечное напряжение, которое вызывается воспоминанием об этом инциденте. Воспоминание стимулирует эмоциональные импульсы, которые переводятся в действие. Один член группы может залезть под стол. Другой свернуться в клубок и дрожать, третий громко смеяться. Затем участники обсуждают опыт. Они делятся мыслями о том, как чувства ложатся в основу психомоторного проявления, чем можно облегчить это проявление, и предлагают друг другу поддержку.
1.5 Арттерапия
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни.
Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что знание этого языка может отрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности и т.п.
Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии – это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.
Арттерапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: «Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?» Творчество – это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Арттерапия – как способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Изначально под термином «арт-терапия» понимается использование искусств визуального ряда: все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия, ведомое рисование и др.); мозаика и коллажи; работа с гримом и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»); инсталляция; все виды лепки; художественное фотографирование и еще огромное количество видов художественного творчества.На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Нозадача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить уиндивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.Таким образом, арт-терапия используется при работе с детьми, взрослыми, пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, познания себя, творческого развития и реализации своих возможностей. Кроме того, арт-терапия может быть дополнением к любым другим методам и направлениям психотерапии, традиционным и нетрадиционным системам исцеления и оздоровления, образования и воспитания, а может сама дополняться множеством самых разнообразных техник и приемов.Этапы арттерапии
1. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор;
2. Развитие в себе спонтанности и совершенствование внимания, памяти, мышления (когнитивные навыки);3. Изучение своего жизненного опыта с необычного ракурса;4. Общение на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства.Техники проведения арттерапии
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Занятие в группе с использованием арт-терапевтических техник Техника «10 рисунков» Техника «5 вопросов – 5 ответов» Техника «Креативный рассказ» Техника «Сухие листья» Работа с собственным именем 7. Техника «Коллаж» 8. Заключительное занятие в группе. Подведение итогов. Получение обратной связи от участников. | 1. Снятие напряжения. 2. Постановка цели в виде образа и чувства на конкретный промежуток времени. 3. Осознание своих резервов, перспектив, страхов через вербализацию. 4. Повышение самооценки. 5. Принятие себя таким, какой я есть. 6. Выявление доминирующих профессиональных интересов. 7. Снижение уровня тревожности. |
1.6 Анимотерапия
Анимотерапия – область психодиагностики, где животное воздействует на человека.
- повышается и улучшается эмоциональное состояние человека;
- снижается стресс;
- снижается давление (это особенно важно для гипертоников);
- положительное воздействие на шизофреников (например, ламы);
- в работе с аутичными детьми лучшие результаты достигаются, если в процессе участвуют животные.
Большинство людей знают, что и в Старом, и в Новом свете животных успешно используют как своего рода докторов. Речь идет о направлении в современной медицине, именуемой анималотерапией. В США для реабилитации больных используют дельфинов, во Франции – кошек, и по всему миру в качестве терапевтов, врачевателей души используют собак. В той же Америке ряд клиник разрешает пациентам посещение, а иногда и проживание в палате хозяина домашних любимцев – это способствует поднятию духа, ускорению выздоровления после тяжелых болезней и операций. Взаимодействие с собакой как один из факторов, способствующих адаптации детей-инвалидов детства и детей, находящихся в экстремальных условиях. [4]
Цель взаимодействия
1. Радостными эмоциями вызвать активное сопротивление ущемленности и недугу способствовать стремлению к самоутверждению, ощущению своей полноценности.
2. Внести веселый праздник в детские будни.
З. Повлиять на формирование доброты и уважительного отношения ко всему живому.
Контингент детей при проведении эксперимента
1. Инвалиды детства с поражением опорно-двигательного аппарата.
2. Инвалиды детства с поражением психики,
3. Инвалиды детства слепые и слабозрячие.
4. Дети, задержанные милицией, находящиеся в изоляции.
Форма взаимодействия собак с детьми
Здоровые дети имеют возможность ощущать себя частицей матери-природы, впитывать в себя ее благотворные соки, наслаждаться ее красотами, сливаться с ней, испытывая великую радость. Отсюда и тяготение детей, от малышей до взрослых, к домашним животным, особенно к собакам: погладить ее, поводить на поводке, побегать с ней, поиграть. Всего этого, в силу недуга частично или полностью, лишены дети-инвалиды. Лишены этого и здоровые дети, временно находящиеся в изоляции, в экстремальных условиях, болезненно остро воспринимающие свою оторванность от естественного для них состояния общения с природой. Более чем двухлетнее посещение интернатов для детей-инвалидов, Московского приемника-распределителя ГУВД Москвы с целью взаимодействия детей с двумя карликовыми пудельками Артиком и Бэби, дают основание прийти к выводу о безусловной пользе проводимого эксперимента. Даже самый захватывающий фильм, в котором действует собака, самое яркое теле-шоу с участием собак, блистательное выступление собак в цирке, не дадут ребенку того богатства ощущений, которое он испытывает в тесном контакте с живой собакой. Там он только благодарный зритель, радостно реагирующий на зрелище. Оно поражает его воображение, оно обогащает его эмоционально, оно стимулирует интерес и любовь к животным, к собаке. Но сам ребенок не действует, он только сидит и смотрит. Именно поэтому, в проводимом эксперименте ребенок является не зрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, а непосредственным участником действия, в котором он и собака – партнеры на равных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себе благотворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающая его самочувствие, повышающая жизненный тонус. С целью наибольшей активизации детей, формой эксперимента была выбрана игра в «дрессировщиков». В процессе игры у ребят создается иллюзия, что они учат собак различным трюкам. Сама необычность игры возбуждает интерес и проходит в атмосфере радостного оживления. Ребята настолько увлекаются, что готовы играть без конца и при расставании неизменно просят о новой встрече. [4]