Психическое здоровье- состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психическое здоровье- фундамент для здоровья психологического.
7. Какая система в организме человека управляет процессами развития. Поведения, воспроизводства?
Функциональная система- это такое сочетание (согласованная деятельность) нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет ему как эффективно выполнять определенные задуманные действия. Так и исправлять их результаты (если они неверны), тем самым адаптируясь в окружающей среде.
Функциональная система характеризуется:
Степенью пластичности, т.е. способностью менять составляющие их компоненты. Например, функциональная система обеспечивающая движение пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).
Индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы.
Способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому.
При возможном дефекте функциональной системы происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат. Пусть даже менее эффективно, но все же был достигнут.
Свойством всего живого является гомеостаз, представляющий собой динамическое постоянство внутренней среды организмов, которое обеспечивается непрерывном обменом веществ с окружающей средой. Поддержание гомеостаза является обязательным внутренним условием сохранения и развития индивида и вида. Обладание психическими образами среды является обязательным условием приспособления к ней при постоянно меняющихся ситуациях во время перемещения в пространстве. Движение сложно организованных животных, обладающих нервной системой. Становится не только условием возникновения психики. Но и основой создания психических образов.
Субстратом, в пространстве которого формируются психические образы, является нервная система. Психика человека представляет собой продукт деятельности всей нервной системы с ее рецепторной поверхностью, однако ведущую роль играет головной мозг. Головной мозг можно разделить на три функциональных блока, отвечающих за 1) контроль внутренней среды, формирование побуждений и поддержание психической активности, 2) создание образа внешнего мира и схемы тела и 3) организацию программ взаимодействия со средой.
Формирование нервной системы. Спинного и головного мозга начинается после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальнейшем они усиливаются. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и более в течение жизни не обновляются и не формируются Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Формирование мозга ребенка завершается к шести годам, однако функциональной зрелости он достигает к 18 годам (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов). С 25-летнего возраста, и особенно после 45 лет, ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов нервных клеток. Однако в дальнейшем гибель нервных клеток обусловливает ухудшение памяти, восприятия. Скорости реагирования человека, а если этот процесс отмирания приобретает патологическую форму, может наступить деменция, или слабоумие.
Тема 2. Этапы развития психологической науки
8. Какие три этапа прошло психологическое знание в историческом контексте?
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период становления психологического знания.
Немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Потому что она включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и только десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем мал - всего около ста лет.
Таким образом, в развитии психологии условно можно разделить три этапа:
1) донаучную, или житейскую психологию
2) философскую психологию: психологию античного времени; психологию эпохи Средневековья, Возрождения и нового времени (6 в до н.э.- начало 19 в н.э.)
3) научную психологию (вторая половина 19 века - наше время).
9. Какие античные философы занимались психологией?
Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит.
Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н.э.) подошел к понятию движущей причины. Источника действия. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) предполагает наличие отдельной субстанции-нус-материи. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анасгор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело ( человек обладает руками)
Самая первая развернутая философская концепция о душе принадлежит Герактиту Эффесскому (544-483 до н.э.) Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий принцип. Гераклит делит души людей на две категории-«влажные» и «сухие». Души»влажные»-несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши-дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.
Открытие принципа причинности, или детерменизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н.э) Утверждал, что все в мире состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Все качественные. Чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)- греческий врач. Философ сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное вспоследствии учение о темпераментах Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло сангвиника, желтой желчи-холерика, черной желчи-меланхолика, а флегмы –флегматика. Считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.
Сократ (470-399гг до н.э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.
Платон (428-348 гг. до н.э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. Феномен, описанный Платоном, известен современно психологии как внутренняя речь, а процессе ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».
Аристотель (384-322 гг до н.э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.
Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы- стоиков и эпикурейцев.
Стоики (Зекон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики. Среди которых Марк Аврелий (121-180). Философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия и душевной невозмутимости.