Смекни!
smekni.com

Основы психологии (стр. 2 из 40)

Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения

Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракционизм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.

Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение), или психология поведения

предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятии, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды. В решении подобных задач — суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить влияние тех или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение. В то же время игнорирование собственно психических процессов не позволило бихевиористам создать целостную науку о социальном поведении.

Представители так называемого необихевиоризма попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией "медиаторов" — внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для "незримых медиаторов" должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций.

Если бихевиористы ограничиваются изучением реакции организма на внешние раздражители — стимулы и, по сути, игнорируют сами психологические процессы, то представители гештальтпсихологии главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. Немецкое слово Gestalt означает форму, организацию, вид, образ. В психологии понятие "гештальт" употребляется в смысле "организационного целого", свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Характерными идеями гештальтпсихологии являются: идея образа как целостного образования: идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов; идея ассимиляции и контраста. Для понимания межличностных отношений немалое значение имеют указания на так называемый "инсайт" — спонтанное "схватывание " отношений, осознание их характера в целом. Объясняется этот психический, протекающий во многом на уровне подсознания процесс, как "внезапное постижение". Этот процесс обнаруживает ограниченность концепции проб и ошибок и доказывает, что во многих случаях имеет место целостное и достаточно точное восприятие и осознание человеком явлений внешнего мира и характера его отношений с другими людьми. Гештальтисты широко применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей того или иного целостного образа, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным. Была создана "теория поля", которая, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. Психология должна объяснять психические явления, прежде всего, в категориях "отношений", а не изолированных "вещей".

Поведение рассматривается как функция личности и среды. "Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают". Это качество объектов называют "валентностью", которая может быть положительной и отрицательной. "Валентный район" является центром силового поля. При позитивной валентности все силы устремляются к этому району; при негативной — от него. Что касается самой личности, то она представлена в виде "систем напряжения" .

Глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей относят заслугам К. Левина. В то же время отмечают, что в его концепции мотивация рассматривается во многом изолированно от других сторон поведения человека, а "нерасчлененность в его учении категорий образа и мотива привела к субъективации внешней среды поведения".

В дальнейшем, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также анализом таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта. По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они "дают о себе знать", продолжают действовать без ведома человека. Фрейд подчеркивает, что "вытесненное влечение никогда не перестает стремиться к полному удовлетворению".

Отсюда проблема "неосознанных побуждений", которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Вскрывая роль в этом иррациональных побудительных сил, Фрейд, по его словам, проник в "преисподнюю психики". Вместе с тем он показал противоречивый характер отношений между этими силами и сознанием человека.

В своей работе "Я и Оно" Фрейд пишет, что "деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа", что понятие "бессознательного" им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассматривает как "типичный пример бессознательного" 3.

Далее он следующим образом характеризует взаимодействие основных элементов психики человека — предсознательного ("Я"), "Сверх-Я" и бессознательного ("Оно").

"Индивидуум, — пишет Фрейд, — представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. "Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и" стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности". "Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти .

"Сверх-Я" — это "инстанция в Я", которую можно назвать "Я-идеалом". За этим "скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно — идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности".

По Фрейду, впечатления детства, полученные, прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его психического склада и во многом определяют его поведение в последующие годы. "В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам: их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала. Таким образом "сверх-Я" или "Я-идеал" обусловливает появление морального сознания, "служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом". Под его влиянием личность включается в социальную среду, приспосабливается к содержанию существующих межличностных отношений. Большое значение для понимания мотивов поведения человека, его внутренних побуждений имеет учение Фрейда о способах психической защиты, которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлемого объяснения своим поступкам, идентификация, то есть бессознательный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому человеку, и т.д.

Э. Фромм (1900—1980), раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д.

Известные фрейдо-марксисты В. Райх (1897—1957) и Г. Маркузе (1898—1979) обращали внимание, в частности, на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми. Мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам, а садизм — в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится".