Смекни!
smekni.com

Психология личности (стр. 3 из 10)

А вместо реального продукта получается мысленный результат. Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интеоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Возможен переход из внутренней деятельности во внешнюю – экстеоризация.

9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения

Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле). Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения. Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:

1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.

2. Когнитивное общение – обмен знаниями.

3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.

4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.

5. Деятельностное общение – обмен действиями.

Если за критерий берется мотив общения:

1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении.

2. Дистальное общение - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное.

Если за критерий берется средство общения:

1. Непосредственное и Опосредствованное.

2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное.

3. Вербальное и невербальное.

Функции общения:

1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.

2. Информационная – обмен информацией.

3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.

4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.

5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.

6. Мотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.

7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений.

8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.

10. Проблема человека в психологии

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность». (Брушлинский А.В. Мир психол. Доклад). Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид (родовая принадлежность) – это чел как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). В данном случае подчеркивается биол сущность чел. Но иногда это понятие используют для обозначения чел как отдельного представителя чел общности, как соц существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биол сущность чел. Чел как индивид обладает опред св-вами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные св-ва индивида. Первичные св-ва, присущие всем люд: возрастные особ-ти (соответствие опред возрасту), половой диморфизм (принадлежность к опред полу), конституциональные особ-ти (особ-ти сложения тела), нейродинамические св-ва мозга, ф-циональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных св-в индивида определяет его вторичные св-ва: динамику психофизиол ф-ций и структуру органических потреб-тей. В свою очередь, интеграция всех этих св-в обусловливает особ-ти темпер-та и задатки чел. Другое понятие, характеризующее чел как объект реального мира, - лич-ть. Также имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект соц отношений и сознательной деятельности Личность – явл-ся рез-том онтогенетич-го раз-я и выступает как высший уровень разв-я индивида. Личность-уровень развития в социальной среде. Личностью чел не рождается, а становится, благодаря этой соц среде. Личность формируется благодаря жизни человека в общ-ве. Поэтому Л может быть только человек, и то достигший опред возраста. В ходе деятельности человек вступает в отн-ния с лр людьми (общест отн-я), и эти отн-я становятся «образующими его личность». Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступает прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. (Леонтьев). Следущее понятие – субъект деятельности. (Рубинштейн, Брушлинский). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение м/ду понятиями индивид и лич-ть. Субъект деятельности соединяет в единое целое биол начало и соц сущность чел. Если бы чел не обладал способ-тью выступать в кач-ве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как соц существо, т.к. его эволюция и соц развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности - всегда направ-ная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на кот обращена активность чел – субъекта воздействия). Главная черта чел, отличающая его от др – это сознание (высшая форма психич отражения, присущая только чел). Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования действительности. Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания, обладающий способ-тью к деятельности. Итак, чел может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как соц существо. Глубинное изменение человека – индивидуальность (по Ананьеву): индивид-ные кач-ва; кач-ва субъекта деятельности; личностные кач-ва (приобретенные). Объединение этих 3 уровней формирует интегральную хар-ку чел, его индивидуальность – это совокуп-ть психич, физиол и соц особ-тей конкретного чел с т.зр. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования чел индивид-ти служат анатомо-физиол задатки, кот преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный хар-р. Проявляется в свойствах темп-та, хар-ра, привычках, установках, идив-ном стиле деятельности и способностях.

11. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности

Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми особ-ми. Отеч. психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые попытку структурировать Л предпринял Фрейд и предложил 3-х компонентную структуру Л.: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое (кипящий котел влечений), эго(я)- опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отеч. психологии структуру Л описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев. Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности: 1. сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. идентификация (подражание взрослым). 3. принятие и освоение социальных ролей. Социальная роль – система предписаний, которая отражает ожидаемую форму поведения в той или иной соц. группе. Социальный статус (позиция) – это место человека в системе сложившихся социальных отношений. рождение Л: 1. дошкольный возр-т – начало формир-я иерархии мотивов (подчинение соц нормам); 2. подрост-й воз-т – выражается в самопознании, осознании своих мотивов и параметров Л: 1 .богатсво связей индивида с миром; 2. степень иерар-ти деятельности,их мотивов; 3. общий тип строения Л.

12. Структура личности (общ.хар-ка). В отеч. и заруб.психологии

Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия сформир-ной Л: 1. человека можно считать Л, если в его мотивах есть иерархия, т е если он способен преодолевать собст-ные непосредст-ные побуждения ради ч-л другого, т е он способен к опосред-му повед-ю. Мотивы, кот преодол-ся непосредств-ным побуждением соц-но значимы, они соц-ны по происхождению и смыслам, т е заданы в обществе и воспитаны в человеке; 2. Способ-ть к сознательному рук-ву сознательным поведением – оно осущ-ся на основе мотивов-целей (сознатель-ное соподчинению мотивов: самопознания, самосознания) Рубинштейн выделял 3-х компонентную структуру Л: 1. направленность Л (что хочет человек) – ведущий компонент Л; 2. З, У, Н (что он может); 3. Индивидуально психологические особенности (что есть он сам). У Платонова добавляется 4 структура: биологически обусловленная (все что врожденно – задатки, морфологические особенности). Направленность – это соц компонент. В работах отеч. психологов понятие Л фиксирует в себе особый способ существования человека, существования его как члена общества, как представителя определенной соц группы, поэтому считается , что сущность Л проявляется в позиции человека, во взаимоотношении его с др людьми, а также раскрывается в его жизненных целях, мотивах и стратегиях поведения.