В серии исследований, проведенных под руководством К. Дайона[3], было показано, что внешность объекта существенно влияет на атрибутивные процессы. Все эксперименты были построены по одной схеме: группе судей сообщали информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком (это мог быть ребенок-дошкольник, младший школьник, школьник старших классов или студент), и давали его фотографию. В качестве судей выступали преподаватели соответствующих учебных заведений и для двух последних возрастных групп — сверстники «обвиняемых». Задача судей состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод о личностных особенностях «обвиняемого» и предложить меру наказания. Оказалось, что во всех группах судьи выносили более жесткие решения и приписывали более негативные личностные свойства в случае, когда проступок совершал некрасивый человек.
Помимо внешности, на симпатию влияют и другие свойства ее объекта, например социальные характеристики человека, такие, как статус, образование, профессия и т. д. В большинстве случаев симпатия положительно коррелирует с достоинствами объекта. У этого правила есть, однако, серьезные ограничения: «слишком» большая выраженность у человека положительных характеристик снижает симпатию к нему. Такие данные, в частности, получил Э. Аронсон [4] , изучавший влияние на симпатию некой обобщенной характеристики, свидетельствующей о степени подготовленности человека к различным видам деятельности, о владении широким классом навыков, умении общаться с людьми и т. д. Эту характеристику можно назвать компетентностью. Кажется очевидным, что вне соревновательной ситуации, когда другой человек не является противником, конкурентом, более компетентный будет нравиться больше, чем менее компетентный, — ведь он обладает большим набором положительных качеств (ловкий, умелый, сообразительный и т. д.).
На симпатию влияют и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, резко повышает привлекательность человека улыбка, влияют на симпатию и ряд индивидуальных характеристик объекта, таких, как тембр голоса, конституциональный тип и т. д.
Значимой для симпатии является и склонность человека к самораскрытию[5] .В целом самораскрытие связано с симпатией положительно, но лишь до определенного предела. Если объектом самораскрытия между незнакомыми людьми становятся интимные моменты жизни человека, особенно те, которые находятся в противоречиях с общественной моралью, то симпатия снижается. Таким образом, симпатия и самораскрытие находятся аналогично симпатии и компетентности в криволинейной зависимости. Точка перегиба, в которой происходит смена знака зависимости, определяется здесь нормами данной субкультуры, диктующими определенный уровень откровенности и открытости между малознакомыми или незнакомыми людьми.
Еще одной особенностью объекта, влияющей на симпатию к нему, является характеристика, не столько в действительности присущая человеку, сколько приписываемая ему, — это его удачливость, т. е., представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. Обладание такими «свойствами» нередко повышает симпатию к человеку[6] . Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости и военном счастье.
В целом психологические исследования зависимости эмоциональных отношений на первом этапе их развития от свойств их объекта позволяют сделать ряд выводов.
Во-первых, наибольшее влияние на симпатию оказывают такие легко наблюдаемые параметры, как внешность и социально-демографические характеристики.
Во-вторых, наряду с ориентацией на людей с максимальной выраженностью положительных характеристик действует и стремление к выбору «равных». Доминирование той или иной тенденции определяется прогнозом поведения партнера — в случае гарантированного принятия с его стороны в большей степени выражена первая зависимость в случае неуверенности в его отношении — вторая .
В-третьих, между положительными свойствами объекта и симпатий к нему существует криволинейная зависимость — с какого-то момента дальнейшее увеличение выраженности данной характеристики (например, интеллекта или физической привлекательности) ведет не к увеличению, а к уменьшению симпатии к объекту.
И, в-четвертых, ни одна из характеристик объекта не определяет однозначно симпатии.
3. Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии
Большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой партнер.
Методики «поддельного незнакомца» . Она состоит в следующем: на первом этапе исследования замеряются предпочтения испытуемого по отношению к различным объектам, на втором — ему предъявляются результаты измерения установок какого-либо другого человека на те же объекты. В действительности эти данные фиктивны, «результаты» представляют собой лишь ту или иную степень приближения к собственным установкам испытуемого. На третьем этапе работы измеряется симпатия испытуемого к человеку, якобы заполнявшему вопросник, причем никакой дополнительной информации респондент обычно не получает.
Это позволяет сделать вывод о существовании прямой пропорциональной зависимости между степенью сходства установок и уровнем симпатии.
Но данная закономерность справедлив лишь в тех ситуациях, когда общения фактически нет, оно находится на «нулевой» стадии. Как только начинает развиваться реальный процесс общения, закономерности резко усложняются — сходство по важным для субъекта установкам влияет больше, чем сходство по неважным, совпадение по обобщенным установкам воздействует сильнее, чем по сугубо конкретным, и т. д. Прямая зависимость симпатии от степени сходства установок нарушается и в тех случаях, когда человек может возразить субъекту несходных установок, может попытаться переубедить его и т. д. Более важное значение имеет не сходство самих установок, а совпадение способа их обоснования, например прагматического или этического .
Принцип сходства нарушается также и тогда, когда у человека уже сформировано отрицательное отношение к объекту — сходство установок здесь только снижает симпатию, когда объект более успешен, чем субъект по какой-либо значимой деятельности и в ряде других случаев.
Однако, несмотря на серьезные ограничения принципа сходства, в большинстве случаев он все же действует — полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. С чем может быть связана такая зависимость?
Прежде всего надо проверить возможность обратного влияния симпатии на сходство установок, реальное или воспринимаемое. Действительно, хорошее отношение к человеку приводит к тому, что ему приписываются установки, сходные со своими собственными. Показано также, что в процессе общения при наличии положительных эмоциональных отношений в паре системы установок двух людей, как правило, сближаются.
Однако эта зависимость не отменяет того факта, что начальное сходство установок двух людей способствует появлению симпатии между ними.
Зависимость между симпатией и сходством установок может быть объяснена с точки зрения теории социального сравнения стремлением верифицировать свои взгляды. Кроме того, сходство установок по ряду позиций, обнаруженное в начальный период общения, может служить основанием для прогноза поведения и реакций другого человека — зафиксированное в условиях дефицита времени сходство, пусть даже и по несущественным вопросам, экстраполируется и на другие, более важные аспекты жизнедеятельности, служит своеобразным сигналом наличия согласия по широкому кругу имеющих для субъекта принципиальное значение проблем. Наконец, обсуждаемая зависимость может быть следствием воздействия третьей переменной. В качестве такой переменной могут выступать характеристики среды, в которой развивается процесс общения, — пространственная близость, принадлежность к одной субкультуре и т.д. Сходство взглядов приводит к выбору одинаковой среды, общность же среды стимулирует рост симпатии.
Другим классом свойств субъекта и объекта симпатии являются свойства личности. По данным одних исследователей, так же, как и в случае с установками, сходство играет положительную роль, по данным других — более важна взаимодополнительность потребностей сферы или соотношение, названное принципом дополнения т. е. ориентация на те личностные характеристики, которые слабо выражены у субъекта (например, робкий человек будет особенно симпатизировать смелому).
В целом же влияние соотношения личностных характеристик, весьма важное на последующих этапах общения в первый период оказывает на эмоциональные отношения довольно слабое воздействие. По-видимому, степень влияния в начальный период определяется, помимо всего прочего, возможностью быстро опознать то или иное свойство. В этом смысле личностные характеристики представляются наименее доступными, установки — более открыты, а легче всего опознаются социально-демографические характеристики объекта — его классовая, этническая принадлежность. Не случайно и сходство по этим характеристикам играет существенную роль в возникновении симпатии.
Таким образом в большинстве случаев симпатия возникает согласно принципу сходства. Причины столь большого влияния сходства на симпатию до сих пор до конца не ясны.