СИМПАТИЯ И ЭМПАТИЯ
Содержание
Введение. 3
1. История становления понятия «симпатия». 4
2. Симпатия как реакция на свойства объекта. 7
3. Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии. 11
Заключение. 15
Список использованной литературы.. 16
Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости.
Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе. Эти два момента очень связаны между собой. Поиск есть не что иное, как потребность в контакте, общении, возникающая у человека чуть ли не с момента рождения. Наиболее отчетливо эта потребность проявляется в полтора—два месяца. С этого момента человек становится объектом и субъектом симпатии и антипатии.
В процессе всей жизни симпатии и антипатии людей постоянно сопровождают человека, формируют его доминирующее отношение к другим, самому себе, ко всей жизни в целом
За всю историю развития понятия «симпатия», было предпринято много попыток определить его.
Симпатия, по словарю С. Ожегова, есть влечение, сочувствие. Симпатичный же — вызывающий симпатию, расположение к себе, привлекательный.
В современной психологии эмпатию принято толковать либо как способность понимать переживания другого человека, либо как способность приобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого. К настоящему моменту в психологии как отечественной, так и зарубежной существует достаточно много литературы, затрагивающей проблему симпатии.
Представленный реферат делает попытку осветить то множество взглядов, которое существует относительно симпатии, дать краткий экскурс в историю формирования этого понятия, а так же поведать некоторые свойства, присущие субъекту симпатии, а так же раскрыть связь между субъектом и объектом симпатии.
1. История становления понятия «симпатия»
Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь или чему-нибудь , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).
Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.
Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу.
Понятие «симпатия» берет начало еще из древнегреческой философии. Но с ним также активно работали, исследовали многие американские ученые, такие как Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелер, Рибо. Можно с уверенностью сказать, что понятие симпатии прочно вошло в психологию, тем не менее, рабочим стало именно понятие эмпатии. Но даже сегодня нет единого определения, мнения, взгляда, понимание эмпатии не совпадает у ученых разных направлений и школ.
Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования. Для него вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.
З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении.
М. Шеллер рассматривал эмпатию , как механизм познания, направленный на другую личность. Он выделял несколько уровней эмпатического взаимодействия. Сопереживание – состояние слияния с объектом симпатии; сочувствие – участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, и наконец, истинная симпатия – высокое, рациональное состояние, на этом этапе происходит реализация человечности.
Психологи конца XIX века рассматривали «симпатию» на первичную эмоцию, на основе которой развиваются социальные чувства. Так, Т. Рибо, описывая феномен симпатии, разделяет его на два уровня. На низшем психофизиологическом уровне – это синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия («согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки»)[1]. Рибо отмечает сложный характер протекания эмпатического процесса, он не всегда сопровождается альтруистическим актом. Часто, когда люди видят переживания других, стремятся избавить себя от страданий и уходят от помощи.
В. Штерн тоже придерживался мнения о том, что симпатия является первичной эмоцией. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими»» (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Только через сострадание к другим людям, через альтруистическое поведение, у ребенка может развиться чувство любви к близким.
С. Аш выделял два типа симпатии – сопереживание и сочувствие. Первое явление – это переживание сходной с объектом эмоции, оно эгоистично по природе и направлено на себя, так как переживание отрицательных эмоции нередко провоцирует реакцию избегания травмирующих ситуаций. При сочувствии же переживания субъекта и объекта не тождественны.
К. Роджерс предполагает, что находится в состоянии эмпатии – значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». И если этот важный оттенок «как будто» пропадает, то речь уже будет идти о «заражении» эмоцией другого человека и переживании ее в такой же степени.
Определяя природу симпатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии - носят врожденный характер и являются результатом tele - таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.
Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения.
Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Якоб Морено используется другое понятие - аттракция.
Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997). Аттракция - это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии является то, что она никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.
Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, ими являются:
- свойства объекта аттракции;
- свойства субъекта аттракции;
- соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;
- особенности взаимодействия;
- особенности ситуации общения;
- культурный и социальный контекст;
- время (динамика развития отношений во времени).
Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.
2. Симпатия как реакция на свойства объекта
Эмоциональные отношения на первом этапе их развития предстают в виде симпатий и антипатий одного человека к другому. На первом этапе развития эмоциональных отношений именно симпатия выступает в качестве их ведущего компонента.
На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих для своего опознания сколько-нибудь длительного времени, таких, как социально-демографическая принадлежность, символы социального статуса и т. д. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности.
Физическая привлекательность измеряется обычно путем экспертных оценок, степень гомогенности которых при условии принадлежности оценивающих («судей») к одной субкультуре, против ожидания, очень высока[2] . Факторами, влияющими на оценку внешности, являются пол «судьи» и степень его знакомства с оцениваемым — знакомых оценивают значимо выше. Это позволяет сделать вывод о том, что оценка физической привлекательности или красоты другого человека определяется степенью соответствия его одному из существующих стандартов внешности, одинаковых для людей, принадлежащих к одной или близким субкультурам. Распространенность и жесткость таких стандартов можно связать с воздействием кино и телевидения, рекламирующих одни и те же образцы внешности.