Смекни!
smekni.com

Эго-идентичность (стр. 3 из 4)

Известный основатель Эго-психологии рассматривает интимность шире и как что-то более значимое, чем просто сексуальная близость. Она в совершенных проявлениях интегрирует и эмпатию, и открытость, и способность доверяться другому. А главной опасностью на этой психосоциальной стадии является избыточное увлечение собой или избежание межличностных взаимоотношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверчивые взаимоотношения вызывает ощущение одиночества, социального вакуума и изоляции. Ведь такие люди взаимодействуют формально, склонные к поверхностному общению, отмежевываются от настоящего увлечения в отношениях.

Позитивная черта, которая связана с нормальным выходом из кризиса интимность-изоляция, - любовь. Это – способность доверять себя другому человеку, оставаться верным этим отношениям даже тогда, когда они нуждаются в уступках. Любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за партнера. С другой стороны, социальная связь на стадии ранней зрелости характеризуется актуализацией этических проблем. Настоящее моральное ощущение возникает тогда, когда мы осознаем ценность длительной дружбы и социальных обязанностей.

Седьмая стадия касается средних лет жизни. Ее основная проблема – выбор между производительностью и инертностью. Первая проявляется рядом с заботой человека не только за благосостояние следующего поколения, но и за состояние общества, в котором оно будет жить и работать. Следовательно, производительность – это забота старших о тех, кто придет им на смену. В этом случае ощущение самореализации у человека связано с позитивными достижениями ее потомков. Но производительность присуща не только родителям, но и тем, кто вносит что-то новое в воспитание и руководство процессом окультуривания потомков.

Если у взрослых людей способность к производительной деятельности настолько высока, что преобладает над инертностью, то появляется позитивная черта – забота. Она является психологической противоположностью безразличия и апатии. Забота возникает из ощущения, что кто-то или что-то имеет значение для человека. Она заключается в расширении взятых на себя обязанностей заботиться о других, результатах и идеях, к которым лицо проявляет интерес. Поэтому забота – это не только ощущение обязанности, но и собственное стремление внести что-то ценностное в жизнь потомков.

Те лица, кому не удается заняться производительным накоплением, постепенно переходят в состояние сосредоточения на самом себе, для которого главной целью жизни являются личные потребности и материальные выгоды. Эти люди не беспокоятся ни о ком, ни о чем, они лишь потакают своим желанием. С потерей производительности личность перестает функционировать как деятельный субъект общества; а жизнь превращается в удовлетворение потребностей.

Последняя психосоциальная стадия, которая охватывает возраст от 65 лет и до смерти, подытоживает жизнь человека. Это время, когда каждый пересматривает свои жизненные решения, вспоминает достижение и неудачи. Практически во всех культурах указанный период знаменует начало старости, когда человек теряет физические силы, здоровье и ведет скромную жизнь. В это время субъективное переживание времени пожилым человеком направляется на разнообразные личностные заботы, воспоминания о прекрасном прошлом. Поэтому фаза полной зрелости характеризуется не столько психосоциальным кризисом, сколько оценкой всех предыдущих стадий развития Эго, то есть подводит определенный итог реализации личности в жизни. «Только у того – кто каким-то образом беспокоился о делах и людях, переживал триумфы, поражения, вдохновлял других, произносил идеи – могут постепенно созревать плоды семи предыдущих стадий, - такое определение Э. Эриксон дал Эго-интеграции».

Ощущение интеграции Эго возникает через способность человека анализировать всю собственно прошлую жизнь и способность сказать себе: «Я доволен». Смерть такого человека не пугает, поскольку она видит продолжение себя в потомках или в продуктах творчества. Ведь только в старосте возникает настоящая зрелость и ощущение «мудрости прожитых лет. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом своей смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, которые относятся к собственному бытию как к сгустку нереализованных возможностей и ошибок. На склоне жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать новые пути, чтобы почувствовать целостность Я. Отсутствие интеграции проявляется в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачи и беспокойства о том, что что-то «может случиться». Такие люди по большей части сожалеют, что невозможно прожить жизнь сначала, чтобы исправить допущенные ошибки. А иногда случается так, что чрезвычайно тотальное чувство грусти, жалость или печаль могут привести к сильному ожесточению и даже паранойе. Тогда общераспространенным страхом у таких людей становится внутренний страх не доживать в доме людей преклонных лет. Напротив, чтобы сохранить ощущение Эго-интеграции старшие люди должны активно участвовать в определенных видах деятельности – воспитании внуков, политике, путешествиях. Это даст им возможность сохранить собственную жизнеспособность, то есть целостность своего Я.


5. Эго-интеграция личности в контексте жизненного поступка

Жизненный путь был объектом исследований многих известных психологов: Эрика Эриксона, Сергея Рубинштейна, Бориса Ананьева и других. Но совместить его с путем творческим сумел украинский психолог и философ Владимир Роменец. Жизненный путь – это ее индивидуальная история, которая имеет свои границы, определенные периоды, меру завершенности, исчерпанности. Творческий путь есть путём постоянных модификаций личностного мира, цель которого – творение человеком самого себя. Сочетание жизненного пути личности с творческим в психологии называют Эго-интеграцией.

Эго-интеграция – объединение всех своих Я в системно функциональную целостность.

В мире существует много конфликтов, неопределенности, испытаний, надежд, разочарований. Но ядром решения всех явных и скрытых противоречий, которые вызывают психосоциальные внутренние кризисы Я, является человеческий поступок. Он не может быть полностью завершен, поскольку в нем личность стремится к самосовершенствованию, приближает реальное Эго к идеальному, духовному. По мнению В. Роменца, поступок – это итог предыдущего этапа жизни и внутреннее направление человека к следующему. Ведь лишь через поступок можно погрузиться в глубину бытия. Поэтому жизненное поле ученый предлагает рассматривать как цепочку важных поступков, которые дают возможность человеку достичь индивидуальной и общественной цели.

Поступок – центральное звено, ячейка всех возможных форм человеческой деятельности, и не только моральной. Он объективирует отношения между личностью и материальным миром, уменьшает несоответствие идеального Я с Я-реальним, а, следовательно, приближает человека к цели. Основным критерием, за которым определяется поступок, - по убеждению украинского психолога Виталия Шатенка, - это создание нового. Кроме того, не существует такого состояния, в котором бы действие не имело значения поступка. У человека оно выделяется моральным, эстетичным, познавательным аспектом как выражением активного отношения к миру, природе.

Высокие в моральном понимании, поступки людей широко представлены в литературных источниках, хотя в реальной жизни обычных людей настоящие поступки случаются не так уже и часто. Так, в истории некоторых народов существовала традиция, по которой «проблему старых людей» решали очень просто, – путем убийства.

Существуют поступки, которые вообще могут не обнаруживать себя внешне, например, когда в результате напряженной внутренней борьбы с самим собой индивид кардинально изменяет свою жизненную позицию, отношение к себе или к окружающим, или к делу, считавшемуся самым главным в жизни. Это – поступки умалчивания, удержания, внутреннего несогласия, а также клятва себе как психодуховный поступок.

Следовательно, если рассматривать поступок в широком понимании слова, то это универсальный механизм самовоссоздания бытия всего сущего. Другое дело, что на разных его уровнях поступок приобретает разнообразные формы и смыслы. Поступок – это средство, и цель исторического продвижения человечества. От поступка через поступок и к поступку – именно такой видится логика духовно психологического развития человеческой цивилизации.

Решительной силой жизненного и творческого пути является содержание анализа психологически последовательных возрастных этапов, на которые разделяется человеческое бытие. В.Романец предлагает периодизацию отмеченного пути личности, создав ее через собственную концепцию поступка.