Саратовский Государственный Технический Университет
Контрольная работа
по дисциплине:
Превентивная психология
на тему: роль неформальной среды в процессе социализации подростков
Выполнила: студентка 5 курса
ФУСС СРС-2
Миронова Е.М.
Проверила: Барябина Е.Н.
Саратов 2007
В последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они – современные подростки?
Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.
Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.
Под социализацией можно понимать процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям.
Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании, которое противопоставляется собственно социализации. [1]
Условия возникновения молодежных субкультур
Субкультуры в большей или меньшей степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп, усваиваемые в процессе первичной социализации, а также приобщаются к общей доминантной культуре благодаря средствам массовой информации. Таким образом, субкультуры могут формировать смешанную систему ценностей, отличную от культуры отцов и доминантной культуры, выступать в роли продолжателя одной из них либо находиться в оппозиции к ним.
Условием возникновения субкультур является также существование определенных систем ценностей, поведения, отличных от признанной системы норм.
Современное общество состоит из множества социальных групп, имеющих определенные культурные различия. Из-за культурных отличий люди могут придерживаться, по меньшей мере, двух систем ценностей. Матца и Сайкс полагают, что наряду с респектабельными ценностями существует система «подпольных» ценностей, которые обычно санкционированы во время досуга и дифференцированы от рабочего времени. В этом случае социальный субъект может придерживаться не только ценностей порядка работы, но и ценностей авантюрных.
Такая дифференциация системы ценностей становиться возможной лишь в современном обществе, характеризуемом возросшей степенью автономизации, индивидуализации и рефлективности культуры.
По мнению Фишера, субкультурилизация является результатом урбанизации. Он считает, что динамическое разнообразие городской популяции ведет к сложной структурной дифференциации, имеющей следствием социальное отчуждение, социальную дезорганизацию, девиантное поведение и аномию.
Современные западные теории молодежной культуры, особенно в Великобритании, подвержены влиянию марксизма, отсюда субкультурный анализ постоянно соседствует с анализом классовой культуры, ее традиций, ценностей. Членство в субкультуре обязательно включает в себя членство в классовой культуре. На первый взгляд, такой подход правомерен, но и результативен. Во всяком случае, нельзя игнорировать огромный пласт структурно-функциональной методологии.
Структурно-функциональный анализ культуры и субкультур связан с принадлежностью к социальному классу, способу производства, а также последующими социальными отношениями. Общество состоит из взаимосвязанных субсистем, и система образования готовит молодых людей к их месту в социально-экономической системе, которая, в свою очередь, сама отражает систему стратификации.
Традиционно различают по классовому признаку два типа молодежных субкультур – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости.
Молодежные субкультуры рабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения и темпорально кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни.
Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны, члены этих субкультур вовлечены в них на протяжении большого промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу. Вместе с тем, несмотря на классовые корни молодежных субкультур, в индивидуальном членстве существуют исключения. [2]
Принадлежность к какой-либо группе укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности, в то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь нам бросаются в глаза заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.
На самом деле эти группы охватывают лишь незначительный процент. Остальные подростки держаться мене заметно. Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростов заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают собственную субкультуру с размытыми границами.
Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевиденьем, журналами и книгами. Средства массовой информации поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превышают их массовое явление. Но в тоже время СМИ оказывают негативное влияние на социализацию детей и подростков, ведя открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания. В детской и молодежной среде культивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры. Вот почему необходимо бороться с причинами, а не последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [4]
Таким образом, новым течениям и стилям обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поиске собственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.
О подрастающем поколении обычно судят по их поведению: как они разговаривают, общаются друг с другом, со взрослыми. Пару лет назад на молодежном жаргоне непонимание обозначалась словосочетанием «не сечет», а теперь – «не фильтрует» или «не въезжает». Нечто модное и интересное раньше называли «клевым», а теперь «крутым». «Крутым» может быть автомобиль, песня, фильм, новая куртка могут быть прикольными. Если родители пытаются урезонить подростка, борясь за чистоту родного языка, тот лишь снисходительно улыбается им в ответ. Он может объяснить «предкам» некоторые нюансы современной лексики, от чего родители почувствовали себя просто «ископаемыми». По сути, смысл подросткового жаргона состоит в том, чтобы провоцировать взрослых.
Хорошо подвешенный язык весьма ценится в подростковой группе. Чем остроумнее словообразование или строй речи, тем лучше. Наряду с модой и музыкой стиль разговора является средством создания имиджа. Употребление тех или иных выражений помогает подростку обособиться не только от взрослых, но и ровесников, не принадлежавших к его компании. Тот, кто играет языком, может показать товарищам свои мыслительные и творческие способности, остроуме, чувство юмора.
Таким образом, по сленгу молодого человека можно судить о его интересах и ценностях.
Музыкальное фанатсво….Порой оно создает иллюзию избавления от всех проблем сразу. Тут и любовь к сверхчеловеку, и бегство от реальности и одиночества, и яркая жизнь, созданная бурной фантазией поклонников. Влюбленные в кумира подростки становятся очень эгоцентричными. Услышав в его песнях близкие для себя слова, юноша или девушка с благоговением приходят к выводу, что наконец-то нашелся человек, способный их понять. Страсть к кумирам вспыхивает рано. Ученики начальной школы рядом с плакатами, изображениями животных, наклеивают на стены своей комнаты портреты знаменитых футболистов и поп-звезд. Новые персонажи для подражания – экстравагантные звезды, непобедимые герои приключенческих фильмов или актрисы, вызывающие преклонение. Разумеется, родители не списаны со счетов, однако теперь круг образцов для подражания расширяется, и родители на фоне других несколько меркнут.
В большинстве случае подросток не только находит в своем кумире «спасителя», но и в какой-то степени идентифицирует себя с объектом любви. Одеваясь в его одежды, копируя манеру говорить, не слишком уверенный в себе молодой человек обретает те качества, которые особенно ценит или приписывает своему идеалу.
Поведение современной молодежи обусловлено множеством социальных факторов, например, ситуацией нестабильности. Это может быть проиллюстированно на примере рассмотрения таких регулятров социального поведения, как ценности.
Социальные ценности выступают как некоторые идеальные цели, выработанные обществом. Система ценностей общества непостоянна и определяется множеством факторов, в том числе экономических, политических, идеологических. Наша социальная ситуация уже больше десятилетия может быть охарактеризована как нестабильная. Эта нестабильность выражается, в частности, в ломке старых стереотипов, норм и ценностей, в неопределенности будущего, невозможности выбора и решения некоторых несущих проблем.