а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, в состоянии невменяемости (то есть тем, кто совершил убийство, изнасилование, хулиганство, кражу, разбой, государственную измену, причинившим другому вред здоровью, участвующим в актах терроризма, бандитизма, вандализма, шпионажа и многих других);
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (то есть во время проведения следствия и суда или при отбывании наказания и нахождении в исправительном учреждении);
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (то есть осужденным за преступление и страдающим психическим заболеванием, но признанным вменяемым за совершенное действие);
г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании (то есть осужденным за преступления, и не только больным хроническим алкоголизмом или наркоманией, но и злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами).
В юридической практике бывает, что суд, несмотря на судебно-психиатрическое заключение, не назначает принудительные меры медицинского характера, руководствуясь иными соображениями или консультативными рекомендациями. В этом случае судья и его аппарат обязаны мотивированно обосновать отказ и своевременно сообщить о таком психически больном и его деянии в соответствующие органы здравоохранении (в зависимости от приговора – в психоневрологический диспансер или поликлинику по месту проживания данного лица или медицинскую часть исправительного учреждения).
Эксперты-психиатры при целенаправленном рассмотрении необходимости направления психически больных на принудительные меры медицинского характера руководствуются прежде всего степенью социальной опасности, кратностью (повторяемостью) асоциальных деяний и особенностями прошлого и настоящего поведения испытуемого. Для этого им необходимы материалы уголовного дела (в которых изложены действия подследственного до, во время и после деликта), медицинская документация (в подлиннике – истории болезни, амбулаторные карты, материалы предыдущих обследований и экспертиз). Эксперты в таких случаях должны установить (помимо психиатрического диагноза) истинные мотивы и психопатологические механизмы инкриминируемого деяния и определить возможность повторного его совершения.
Во всех случаях основанием для осуществления принудительных мер медицинского характера (в амбулаторных или стационарных условиях) является определение суда, к которому приобщают копию акта судебно-психиатрической экспертизы или акта психиатрического обследования (для осужденных), а также документы, удостоверяющие личность (паспорт, военный билет и др.). Исполнение определения суда о направлении таких больных на амбулаторное принудительное лечение или в психиатрическую больницу производится силами и средствами органов внутренних дел.
Рассмотрим клинические показания, которыми руководствуются эксперты-психиатры при решении о назначении того или иного вида принудительного лечения психически больным.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (например, в психоневрологическом диспансере по месту жительства или медицинской части исправительного учреждения по месту отбывания наказания) назначается, если по своему психическому состоянию испытуемый не нуждается в госпитализации в психиатрический стационар и совершенное им деяние не имеет выраженный антисоциальный характер.
Принудительные меры медицинского характера в стационарных условиях назначаются безусловно при наличии медицинских и социальных показаний, если характер психических расстройств у подэкспертного требует таких условий лечения, ухода, надзора, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.
Поэтому принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию и характеру совершенного деяния нуждается в стационарном лечении и общем надзоре, но не требует интенсивного наблюдения.
Наиболее действенными мероприятиями по предупреждению повторных социально опасных действий психически больных являются активное и постоянное наблюдение за ними врачей психоневрологических диспансеров, непрерывное лечение, положительное решение жилищных, бытовых и производственных проблем, пребывание в социально благополучной семье и установление опеки, а также контроль за осуществлением принудительных мер медицинского характера как со стороны прокуратуры, так и органов здравоохранения.
В судебно-следственной практике довольно большой процент составляют преступления, которые совершают лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками. В этих случаях суд при наличии медицинского заключения психиатра‑нарколога по ходатайству органа здравоохранения, общественности или по своей инициативе наряду с наказанием за совершенное преступление в соответствии со ст. 104 УК РФ может применить к ним принудительное лечение в местах отбывания наказания уголовно-исполнительной системы. Прекращение его также производится судом по представлению администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей‑психиатров. Кроме того, суд вправе по ходатайству членов семьи, органов опеки и попечительства или лечебного учреждения признавать их ограниченно дееспособными и устанавливать над ними попечительство.[4]
Заключение
Исходя из того, что общепринятым руководящим принципом отечественной судебной психиатрии и ее основного раздела – судебно-психиатрической экспертизы является объективность, доказательность и независимость, построена вся система судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации. Она находится в ведении органов здравоохранения. Оперативное руководство ею осуществляет Министерство здравоохранения РФ через органы здравоохранения на местах, а методическое и научное – Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.
Министерство здравоохранения РФ возложило на психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры, а также на межрегиональные центры проведение амбулаторной, стационарной и других видов экспертизы. Основные вопросы организации и порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован специальной инструкцией Министерства здравоохранения СССР “О производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР”, согласованной с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом и МВД СССР 27 октября 1970 года (действующей на территории России).
Юристам следует всегда обращать внимание на лигитимность экспертов-психиатров. Они должны иметь высшее медицинское образование по специальности “лечебное дело”, закончить ординатуру или аспирантуру или пройти специализацию по психиатрии или судебной психиатрии, иметь достаточный опыт экспертной работы и желательно ученую степень и квалификационную врачебную категорию. Судебные психиатры должны уметь не только диагностировать психическое заболевание, но и определить возможность действия психически больных. Так как только при этом можно установить у обследуемого лица осознание фактического характера и понимание общественной опасности совершенного действия (бездействия) либо руководства им.
Современный этап развития общества с его переходным периодом от одной политической и экономической формации к другой привел граждан России к большим социальным катаклизмам. Психотравмирующие условия их жизнесуществования, сопровождаемые частыми психогенно обусловленными воздействиями, резко увеличили возможность реактивных состояний у прежде психически здоровых лиц и появление острой психопатоподобной (дисгармонии характера, неуравновешенности, неустойчивости психических процессов и др.) и даже психотической (бред, галлюцинации) симптоматики у психически больных. У некоторых из них из-за влиянием психической травмы и слабой социальной защищенности клиническая картина основного душевного заболевания значительно усложнилась и видоизменилась и на первый план выступили симптомы, свойственные реактивным состояниям. Вместе с тем их судебно-психиатрическая оценка стала крайне сложной[5].
Правовое обеспечение психиатрической помощи населению нашей страны нашло свое отражение в ряде законодательных документов. Ведущим из них является Конституция Российской Федерации, в которой указаны ответственность государства по охране здоровья граждан и ведущая роль в этом Министерства здравоохранения РФ. В свою очередь Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили, что судебно‑психиатрическая экспертиза производится государственными медицинскими учреждениями.
Непосредственным законодательным актом, рассматривающим основные положения охраны психического здоровья в нашей стране, является Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г.).
Закон предусматривает также уголовную и иную ответственность медицинских работников за нарушение законных интересов и прав граждан при оказании и неоказании им психиатрической помощи и злоупотреблениях, что нашло также подтверждение в новом Уголовном кодексе РФ. Например, в ст. 124 УК РФ говорится об уголовной ответственности при неоказании помощи больному (в том числе и психически больному) лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или специальными правилами. Ст. 125 УК РФ указывает, что к уголовной ответственности привлекаются также при заведомом оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности. Ст. 128 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную госпитализацию в психиатрический стационар.