Смекни!
smekni.com

Основные этапы эволюции предмета психологии (стр. 1 из 5)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА: ФИЛОСОФИИ

.

Контрольная работа

ДИСЦИПЛИНА: Психология и педагогия

г. Набережные Челны

2009г.


Содержание

Введение

1. Душа как предмет психологических знаний

1.1 Вопрос о природе души с точки зрения материализма

1.2 Идеалистическое понимание души в античной психологии

2. Развитие психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения

2.1 Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии

3. Развитие психологии в период с Нового времени по середину XIX века

3.1 Выделение сознания как критерия психики

3.2 Становление эмпирической психологии

3.3 Становление ассоциативной психологии

4. Зарождение психологии как науки

5. Современный этап в развитии психологии

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время общим предметом психологии является психика и психические явления во всем их многообразии, но за все время существования психологии как в рамках философии и религии, так и в качестве науки, ее предмет изменялся в зависимости от развития знаний человека о мире и себе.

Итак, будут освещены основные этапы эволюции предмета психологии, их особенности и значение в историко-психологическом контексте. Формирование предмета психологии подразделяется на 4 периода:

1. Психология как наука о душе (… до н. э. – XVII в. н. э.)

2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)

3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина ХХ в.)

4. Психология как наука о психике (середина ХХ в. – настоящее время)

Объектом исследуемой тематики являются все те процессы, эмоции, механизмы, мотивы посредствам которых человек осуществляет свою деятельность.

Цель работы – изучение процесса становления предмета психологии во всей своей динамике, его особенности в каждом периоде.

Думаю, не вызывает сомнений также и актуальность данной темы, поскольку проблематика предмета психологии до сих пор более чем неоднозначна; вплоть до того, что имеет смысл говорить о ее полипредметности.

Одним словом, процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс не менее важен, чем результат - наука психология.

1. Душа как предмет психологических знаний

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. [4]

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (лат. “anima” – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.

Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.

Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира — гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания. [6]

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

1.1 Вопрос о природе души с точки зрения материализма

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”. [6]

Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно „истекающими” от предметов. [4]

Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. Материализм Демокрита носил наивный механический характер.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать.

Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – “стоя” – портик храма), где ее основатель – Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – "пневмы", стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.

1.2 Идеалистическое понимание души в античной психологии

По замечанию Энгельса, при всем наивно–материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древних греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа — Платоном, ставшим основоположником объективного идеализма. Составной частью философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

“Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека” [6].

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

Тело раздираемо различными желаниями и страстями.

Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверять показаниям органов чувств.

Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.

Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир. [4]

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

Аристотель – автор трактата “О душе”, первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина – основа – всех проявлений живого тела; рост, дыхание, чувствование, мышление обусловлены ею. Тело и все его органы и части являются инструментами на службе у души. Аристотель считал правильным понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. [6]