Указанный пример иллюстрирует теорию социального сравнения природы Я Л.Фестингера. Согласно ней человек узнает о своих способностях и установках только тогда, когда сравнивает себя с другими. Эта теория отвечает на два важных вопроса: а) когда Вы себя сравниваете с такими как Вы? и б) с кем Вы стремитесь себя сравнить? На самом же деле, если личность неуверенна в том, насколько хорошо что-то выполняет (например учится), или что-то ощущает, то начинает наблюдать за другими людьми и, естественно, сравнивать себя с ними.
Относительно второго вопроса, то у человека сначала возникает первичный импульс сравнить себя со всеми, кого он видит рядом. Этот процесс происходит быстро и автоматически. Оценив свою деятельность и действия других, разворачивается анализ, который подтверждает, что не все сравнения будут одинаково достоверные. Например, предположим, что у человека возникло желание узнать, насколько он одарен как психолог и вообще, есть ли у него профессиональные способности в выполнении этой работы. Что будет для Вас наиболее приемлемым: сравнивать себя с Зигмундом Фройдом, Сергеем Рубинштейном или с коллегой, которая практикует в школе с учителями и учениками? Не удивительно, что Вы изберете последнюю ситуацию, поскольку, наблюдая за способностями друзей, есть возможность оценить, насколько Вы сами одарены в психологии как профессионал. Ведь сравнения себя с 3.Фройдом не принесет утехи, поскольку в своих открытиях этот гений стоит весьма высоко над Вами.
Иногда люди формируют восходящее социальное сравнение, когда сравнивают себя с теми, кто той или другой мерой лучше, чем они сами. Но, с точки зрения самопознания, полезнее оценивать себя рядом с теми, кто похож на нас самых. Если Вы сравниваете свой психологический талант с Вашим братом, то это - нисходящее социальное сравнение. Применение в жизни последнего - стратегия защиты и намеренное расширение своего Я. И это понятно: только сравнивая себя с менее одаренными личностями, можно вмиг прийти в восхищение собой, пусть ситуативно приобрести самоуважение и самоуверенность.
Вывод очевидный: с кем мы себя сравниваем, зависит от того, какую цель ставим перед собой. Когда хотим точно оценить собственные способности и мысли, то сравниваем себя с людьми, похожими на нас. Если же нам нужна информация о том, к чему на самом деле стремимся, то при этом применяем восходящую тактику социального сравнения. И, в конце концов, когда целью является обогатить или расширить свой образ Я, то оцениваем себя с менее счастливыми особами и таким образом достигаем внутреннего комфорта.
Итак, в жизни людей существуют такие способы понимания социальной природы собственного Я, как:
■ символика, которая организовывает и упорядочивает существование каждого;
■ интроспекция (процесс, с помощью которого личность наблюдает за собой, розмышляючи над своими мыслями, ощущениями и мотивами);
■ социальное взаимодействие, через которое каждый имеет возможность самоопределяться и занять адекватную роль в обществе, получить соответствующий статус.
Интроспекция (лат. intro - внутри + skoreo - смотрю) - исследовательский прием психологических процессов, который основывается на наблюдении собственных психических процессов и состояни, без использования любых инструментов или эталонов.
Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том, к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидает окружение, возникают в процессе его участия в организованных группах. Именно этот исходный тезис дал возможность описать человеческое ощущение личностной определенности как зеркальное Я. Концепция собственного Я - это отображение тех свойств человека, которые воспринимаются другими членами общества. Человек конструирует персонификацию на подпочве обратных социальных реакций. Если к нему постоянно обращаются так, словно он представляет собой кое-что особое, то этот человек почувствует себя необыкновенным, чрезвычайным или просто оригинальным, в отличие от других. Недавно, что Все сограждане очень чувствительные к реакции народной массы и обращают внимание на любой сигнал, который мог бы стать им ориентиром. Итак, Я-концепция развивается только в актуально-динамическом формате социального взаимодействия. Именно его наполнение, масштабность и качество определяют то, какой будет личность и ее самосознание в частности.
Человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Логически предположить, что, рассматривая себя, каждый становится отображением того, что, на его убеждение, думают о нем другие. Общеизвестно, как человек оценивает себя самого, отвечает поэтому, как, на его взгляд, о нем думают люди вообще, а также те, кто находится во временной с ним группе.
Развитие Я-концепции депроблематизується и значительно облегчается в тех социальных системах, где четко определена номенклатура статусов: здесь каждый знает, каких шаблонов поведения и личностных черт нуждается то или иное его положение в социуме. Врачу или священнику следует оставаться в городе, где властвует эпидемия, а солдату непристойно исчезать с поля боя. Честь человека - самісна модель, которой она придерживается, поскольку занимает соответствующее положение в обществе. Требования и нормы, которые личность ставит перед собой и которые исповедует, подкрепляются мыслями других людей. Больше сотни администраторов разных бюрократических организаций воображают самих себя так, как лучше всего характеризует эту категорию служащих гражданская масса, т.е. как людей, заинтересованных в достижениях предприятия, решительных, организаторськи способных и реалистически сориентированных.
Каждый человек привлечен к системе социальных взаимоотношений. Он ожидает, что другие будут обращаться к нему с позиций человечности. Когда негр посещает запрещенное для него место, то он, естественно, ощущает вражеские реакции со стороны присутствующих; если же его встречают приветливо, то у него возникает удивление и подозрение. Именно так, подходя к незнакомой женщине, чтобы спросить о направлении движения на дороге, мужчина приветливо обращается к ней, поскольку ожидает на любую взаимность, словно обнимает свою собственную жену. Аналогично к этому ощущению определенности человек подвергается постоянным испытаниям в конкретных ситуациях социального взаимодействия.
Если с человеком ведут себя как с нищим, то он большей частью именно такимой себя и воображает, а его поведение приобретает инфантильные черты. Ведь нередко в военных частях офицеры жалуются, что их подчиненные полностью беспомощные и не способны отвечать за свои поступки. Подобно этому в некоторых колледжах, где за студентами постоянно следят, словно за преступниками, руководители испытывают удивление, что система самоуправления недейственная. Во времена инквизиций, когда предъявляли обвинение лицам потому, что они принадлежат к религиозным сектам, некоторые из них сами сознавались, что были колдунами. Последние поверили в свою вину и соглашались со смертным приговором, который возглашал суд. Стремясь исправить "греховные поступки ", они впутывали в дело друзей, которые были совсем непричастны к этому. Такие люди переоценивали определение самих себя через последовательное отрицательное отношение, которое ощущали со стороны окружающих.
Взаимоотношения между Я-концепцией и социальным статусом иногда оказываются в обостренной чувствительности некоторых людей к статусной символике. Например, молодой врач старается, чтобы стетоскоп выглядывал из его кармана, подчеркивая таким образом свое превосходство над лаборантом. Отличие между теми, кто получил соответствующий статус, и теми, кто этого не достиг, освещеннов специальном опрашивании. Каждому из 468 лиц, старше шестьдесят лет, было предложено охарактеризовать самого себя. 60 % ответили, что они - "люди среднего возраста", и лишь 38% заявили, что они "старые". Анализ показал, что молодыми считают себя те, кто постоянно контактирует с людьми своего возраста. Наоборот, обретение статуса "отставника" ограничивает социальный контекст поведения, и тогда человек персоніфіковує себя как такого, который вступает в завершающий период жизни.
Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.