Смекни!
smekni.com

История социальной психологии (стр. 6 из 9)

Человеческая личность, согласно Локку, развернута во времени. А это значит, что эмпирически понятая душа ограничена процессом моей непрерывной жизнедеятельности. А там, где он прерывается сном, потерей сознания или другими естественными или катастрофическими событиями, Я сознательно устанавливает связь своих прошлых и настоящих состояний, подтверждая тем самым цельность индивидуальной души.

Характерно, что Локк постоянно говорит о самотождественности, но не субстанциальности такого опыта, а значит и души. Единство у эмпирически понятой души особого рода: это единство внешнее, а не внутреннее. А потому как материальная, так и нематериальная субстанция оказываются по отношению к так понятой душе чем-то внешним. Если в 23-й главе второй книги "Опыта" Локк отождествляет душу с нематериальной субстанцией на манер схоластической философии, то в 27-й главе той же книги он размышляет о взаимоотношениях индивидуального Я с материальными и нематериальными субстанциями. И за этим сдвигом в рассуждениях стоит существенное изменение самой методологии исследования души в учении Локка.

Теории специфической энергии органов чувств И. Мюллера

По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) получается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строения органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллюзорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько многообразен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших органов чувств - любое качественное различие ощущений основывается на различии соответствующего органа чувств.

Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим ушами различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосновение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощущения, не являются по существу одним органом - каждый из них должен включать в себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выявить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существование соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощущения света (так называемые "палочки") и ощущения цвета (так называемые "колбочки"), а на коже - отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д. Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не менее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие организации органов чувств.

Психологическая физиология В. Вундта

Вундт выпустил первый психологический журнал "Философские исследования", который с 1905г. стал именоваться " Психологический исследования" и выходил в свет до 1918 г. Вундт занимался изучением соотношения психологии и языкознания. Изначально рассмотрение этого вопроса было намечено в его книге "Основания физиологической психологии" (1874 г.) Затем через полтора десятилетия эта проблема получила развитие в его работе "О целях и путях народной психологии", а детальное изложение лингвистических взглядов Вундта, сделавшего его одним из крупнейших представителей психологизма в языкознании, стало доступным с выходом в свет первой части его 10-томного труда "Психология народов.

Исследование законов развития языка, мифов, обычаев." “В этих томах Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения - от физиологических через жестовой язык до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию - как психологическое обоснование сравнительно - как психологическое обоснование сравнительно-исторического метода” Почти все психологи XX в. были его прямыми или косвенными учениками. б) Психологическая лаборатория Став профессором философии в Лейпциге, “ Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 г. затем преобразованную в институт” Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии в ней изучались: ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшее чувство человека. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания ("Введение в психологию") Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они исследуются культурно-историческим методом. Вундт также разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли).

Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства Вундт предпринял в своем труде "Психология народов". Методология социальной психологии В. Вундта.

Исследование мышления представителями Вюрцбургской школы

Вюрцбургская школа-это направление интроспективной психологии, представители которого в начале XX в. впервые в истории психологии попытались экспериментально исследовать особенности мышления.

В группу психологов, образовавших Вюрцбургскую группу, входили, кроме руководителя Освальда Кюльпе, А. Майер, И. Орт, К. Марбе, X. Ватт, Н. Ах, А. Мессер, К. Бюлер, К. Тейлор и другие.

Вюрцбургская школа возникла в следующей теоретико-философской ситуации. К началу XX в. в психологии господствовала физиологическая школа Вундта, которой были свойственны многие внутренние противоречия между ее философско-теоретическими позициями и результатами экспериментального метода, заимствованного из физиологии, а также между последним и интроспекцией.

Физиологическая психология была разновидностью психологии сознания. Основной своей задачей представители этого направления считали изучение сознания, его составных "элементов" и связей между ними. Эту задачу психологи решали, используя методики, заимствованные из физиологии. Применяя различные раздражители, экспериментаторы заставляли испытуемых реагировать на них либо двигательными, либо словесными реакциями. Подопытные лица должны были сообщать, воспринимают ли они действующие раздражители, какое раздражение действует сильнее, чем другое, и т.д. Испытуемые должны были также сообщать, какие чувства они испытывают при подаче тех или иных раздражителей, и анализировать эти чувства. Экспериментальные данные содержали совершенно разнородные сведения, состоявшие частично из интроспективных отчетов, а частью из отчетов испытуемых о том, что именно они воспринимают в окружающем мире, и, наконец, из показателей о зависимости двигательных реакций от тех или иных изменений раздражителей.

Необихевиоризм Э. Толмена и Б. Скиннера

Скиннер (1904-1990). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов (так называемая скиннеровская камера) перед ним при освещении пластмассового диска с другой стороны. В ответ на такой сигнал голубь ударяет по диску клювом, чтобы в кормушке появилось зерно.

В процессе развития бихевиоризма появились экспериментальные факты, выводы из которых вступили в противоречие с основными догмами этого учения. В частности, Э. Толмен сформулировал новую концепцию (необихевиоризм), допускавшую существование физиологических процессов, которые опосредуют проявление реакции на стимул. Она послужила основой для последующего изучения когнитивных процессов. В настоящее время убежденных сторонников "чистого" бихевиоризма практически не осталось. Психологическую концепцию американского исследователя Эдварда Толмена (1886-1959) иногда называют необихевиоризмом. Она основывается на признании целенаправленности в поведении животного. Толмен выдвинул представление о том, что животное учится выявлять, "что ведет к чему", причем то, что оно усваивает, может и не обнаруживаться внешне, в виде какой-либо деятельности ("реакции"), но хранится в памяти в форме представлений или образов.

На основе экспериментов по обучению крыс в разных типах лабиринтов Толмен пришел к выводу, что схема Дж. Уотсона "стимул-реакция" недостаточна для описания поведения, поскольку при этом оно сводится к совокупности элементарных ответов на стимулы и как таковое теряет свое своеобразие. Для объяснения получаемых результатов он выдвинул представление о том, что, находясь в лабиринте, животное обучается выявлять смысловые связи между элементами среды (стимулами). Так, в разных типах экспериментов по обучению крыс он показал, что животные усваивают информацию об общих характеристиках экспериментальной камеры или лабиринта, хотя сначала это никак не сказывается на поведении.

С точки зрения Толмена, в процессе обучения животное приобретает знания обо всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может использовать в "нужные" моменты. У животного формируется некая "когнитивная карта", или "мысленный план", всех характеристик лабиринта, а затем по нему оно строит свое поведение. "Мысленный план" может создаваться и в отсутствие подкрепления.

Исследование восприятия в гештальтпсихологии

Ведущие представители гештальтпсихологии, основывают журнал "Психологические исследования " (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х гг. М. Вертгеймера: "К учению о гештальте", "О гештальттеории" К. Левин пишет статью "Намерения, воля и потребности" - экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принципиальное значение: гештальтпсихологии приступает к настоящему экспериментальному исследованию этих областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследованию.