Смекни!
smekni.com

Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности (стр. 2 из 2)

В современном обществе ярко просматривается внутренняя связь между нарциссизмом знаменитых людей и потребностями публики. При этом каждый удовлетворяет свой интерес: публика - свое любопытство, а популярная личность - свой нарциссизм.

Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников оборонительной человеческой агрессии. Фанатизм является характерной чертой группового нарциссизма. Для снижения уровня группового нарциссизма необходимы коренные преобразования всей социальной организации.

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная и агрессия, связанная со структурой личности.

Причиной порождения спонтанной агрессивности являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

К деструктивной деятельности, как правило, склонны люди, которые не смогли удовлетворить свои фундаментальные потребности в привычной жизненной ситуации. Как отмечает Э. Фромм, деструктивность возникает тогда, когда человек «...не может творить, ... постоянно ощущает свою изолированность и никчемность»; именно в этом случае личность стремится «...самоутвердиться любой ценой, хотя бы ценой варварского разрушения».

Биологически адаптивная агрессия вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору.

Необходимо помнить, что злокачественная агрессия свойственна исключительно человеку и не порождается животными инстинктами.

Отклонения могут иметь для общества различные значения: как позитивные, так и негативные (яркое тому подтверждение - пример трикстера). Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

Литература

1. Ладыгин М.Б., Ладыгина, О.М. Краткий мифологический словарь \ М.Б. Ладыгина О.М. Ладыгин.- М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003. - 548 с.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В.Панфилова; Художник обложки. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1999.- 624 с.

3. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов\ К.Г. Юнг. Пер. с англ. - М. К.:ЗАО «Совершенство», «Port-Royal», 1997. - 384 с.

4. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /К.Г. Юнг. Пер. с нем. - М.: Канон,1994. - 320 с.