КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
"Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия"
2007
Актуальность исследования. Тема дипломной работы посвящена такому сложному вопросу, каким является игровая деятельность у детей с нарушением слуха. Проблеме развития ребенка в игровой деятельности посвящено много исследований. Интерес к этой теме объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что если в системе воспитания и развития детей проблемам игровой деятельности нормально развивающегося ребенка уделено очень большое внимание, то в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными.
Между тем уже в 30-е годы Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии детей с недостатками слухового восприятия игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников [8].
В последние годы были определены особенности игр детей с недостатками слухового восприятия, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитие ребенка.
Проблеме детей с недостатками слухового восприятия посвящены работы Н.И. Беловой, Э.И. Леонгард, Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса их развития.
Эмилия Леонгард, ведущий специалист по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, в своей книге «Я не хочу молчать», высказывается следующим образом «Проблемы глухих детей – на девять десятых не медицинские, а педагогические» [14, с. 154].
Игры и особенно сюжетно-ролевые игры способствуют развитию детей с недостатками слухового восприятия. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами общения. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается мышление и речь [7].
Объект исследования: процесс развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.
Предмет исследования:Процессразвитиясюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.
Цель исследования: изучить возможности формирования сюжетно-ролевой игры, как ведущим видам развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме развития ребенка с недостатками слухового восприятия и особенностей развития его игровой деятельности.
2) Выявить особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия.
3) Провести работу по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.
Гипотеза:если в вести систематическую работу воспитателя по формированию сюжетно-ролевых игр, то уровень развития детей с недостатками слухового восприятия может приблизиться к возрастной норме.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, практические – наблюдение, эксперимент.
1. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности
1.1 Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития.
Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разнообразных движениях, очень велико их оздоровительное значение. Эти игры приносят детям радость общения, ставят перед ними интересные задачи. Старших детей увлекает в подвижных играх элемент соревнования и точного выполнения определенных правил, необходимость проявить ловкость, смелость, догадливость.
Игра есть мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение какой-то задачи. Такой задачей в детской игре является ее замысел, ее вопрос, ее тема, которая составляет сюжет игры.
Особенно отчетливо эта направленность игры на раскрытие определенного сюжета выступает у старших детей. Они сами определяют задачу своей игры, ее тему, ее сюжет, сговариваются между собой и определяют, во что будут играть.
Хорошая игра имеет всегда напряженный, проблемный характер. Если задачей в игре является ее замысел, то решение есть реализация этого замысла практическим действием и речью. Для младших детей характерна крайняя нестойкость, изменчивость замысла, что придает всей их игре характер цепи отдельных «коротких» действий [31].
Сюжет игры, как и ее замысел, возникает часто лишь в результате случайных ассоциаций. Совсем иной характер имеют игры старших. У них замысел игры, ее идея, ее сюжет возникают до начала самого действия и непосредственно выражается в речи. Развитие познавательной деятельности человека есть его переход от отражения явления к отражению его сущности. Это движение «вглубь» явления совершается путем все более подробного анализа наблюдаемого объекта, явления, предмета, выделения его частей, сторон, признаков с последующим новым синтезом, т.е. объединением выделенных частей.
Игра старших детей проходит на более высоком уровне отражения действительности, чем у младших детей. Она обнаруживает изменившийся строй знаний детей. Если у малышей они представляют собой простую короткую цепочку: «самолет летит», то у старших в основе знаний лежит уже сложный комплекс, «внутрипредметных» и «межпредметных ассоциаций».
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе [10].
Игра проходит различные этапы. По Д.Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра,когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Отобразительные предметно-игровые действия, свойственны детям с 5–6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая,направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами– осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью [31].
Е.В Зворыгина выделяет три постепенно усложняющихся способа Игры:
1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;
2) ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;
3) сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование. [15, c. 67].
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Впервые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.
Ролеваяигра – основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции [31].