Смекни!
smekni.com

Основные течения социальной психологии (стр. 3 из 3)

Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).

В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.

Согласно этой теории, каждый из нас находится "между двух огней", становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал - бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований общества, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т.д.). Душевное состояние1" человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятельность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и другие деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных процессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат единой цели - не перегружать сознание человека, не допускать в его область ту часть информации о самом субъекте и окружающем мире, которая противоречит моральным нормам. Несмотря на то что большая часть психической деятельности индивида происходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки человека.

Особая роль бессознательного связана с источниками социальной активности личности. Фрейд полагал, что центральной движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит"' в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются за пределы сознания. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда - К. Юнга и А. Адлера.

Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы поведения, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

Вопрос об источниках социальной активности человека рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности - потребности роста - заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.

Итак, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к снятию напряжения, с другой - к его повышению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая постоянно что-то получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, то есть нацелена на окружающий мир. Она функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации, на одних она действительно стремится к разрядке напряжения, а на других - наоборот. Диалектическое единство данных тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение ее баланса обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанных склонностей. Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукции напряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью и чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.

В настоящее время большое распространение в социальной психологии получают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.). В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм подчеркивает значение "менталистских" образований в объяснении социального поведения человека, делая акцент на процессе дознания мира посредством психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), на развитии интеллектуальных функций, изменении системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи и менталитет играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа, когнитивная психология в основном занимается сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают, что людям свойственно развивать упорядоченный взгляд на мир, структурировать его. Если возникает диссонанс между знаниями, убеждениями и тем, что происходит в реальности, то человек стремится разрешить это противоречие посредством субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на основании своей точки зрения, определенного видения и понимания событий. Соответственно, обладая знаниями о когнитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.

социальная психология когнитивный бихевиоральный

К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский вариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж.Г. Мид (1863-1931).

Наиболее четко положения данного направления изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987): человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих символов.

Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики, то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.

В рамках данного направления также изучались проблемы референтных групп, структура и динамика формирования личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная единица, проявление которой можно наблюдать в импульсивном поведении, и как зависимый социальный элемент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих.

Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не подчиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, прежде всего, в социологию - науку, изучающую общество во всех его проявлениях.