представлением о деньгах как источнике удовольствия (k=0,349, при p = 0,010);
признаками, сопровождающими основную психическую симптоматику (k=0,269, при p = 0,051);
степенью удовлетворенности повседневной деятельностью (k=0,252, при p = 0,059).
Желание быть собственником имеет отрицательные и положительные корреляции на достоверном уровне с:
представлениями о деньгах как источнике удовольствий (k=0,575, при p = 0,000);
представлениями о деньгах как источнике развития (k=-0,299, при p = 0,030);
самооценкой здоровья (k=-0,337, при p = 0,014).
Отношение к социально-экономическим условиям имеет положительные корреляции на достоверном уровне с:
смыслообразующей ролью денег (k=0,443, при p = 0,001);
представлениями о деньгах как источнике поддержания нормальной жизни (k=0,324, при p = 0,018);
самооценкой здоровья (k=0,317, при p = 0,021).
Отношение к богатым имеет отрицательные и положительные корреляции на достоверном уровне и уровне тенденции с:
представлениями о деньгах как источнике любви (k=0,261, при p = 0,059);
представлениями о деньгах как источнике несправедливости (k=-0,428, при p = 0,001);
представлениями как источнике развития (k=-0,295, при p = 0,032);
изменениями настроения (k=0,384, при p = 0,005)
значимостью социального окружения (k=0,332, при p = 0,015).
Отношение к бедным имеет отрицательные и положительные корреляции на достоверном уровне и уровне тенденции с:
представлением о деньгах как источнике удовольствий (k=0,515, при p = 0,015);
напряженностью и чувствительностью (k=-0,252, при p = 0,059).
Деловая активность имеет отрицательные и положительные корреляции на достоверном уровне и уровне тенденции с:
представлением о деньгах как источнике удовольствий (k=0,305, при p = 0,027);
представлениями о деньгах как источнике несправедливости (k=-0,310, при p = 0,024);
напряженностью и чувствительностью (k=-0,321, при p = 0,019);
признаками, сопровождающими основную психическую симптоматику (k=-0,311, при p = 0,023);
изменениями настроения (k=0,288, при p = 0,036).
Экономический риск имеет положительную корреляцию на уровне тенденции с представлениями о деньгах как источнике поддержания нормальных условий жизни (k=0,268, при p = 0,053).
Представления о деньгах так же имеют особенности взаимосвязи с показателями и уровнем субъективного благополучия. Так,
Деструктивная роль денег имеет положительную корреляцию на достоверном уровне с напряженностью и чувствительностью (k=0,475, при p = 0,000).
Смыслообразующая роль денег имеет отрицательную корреляцию на достоверном уровне с удовлетворенностью повседневной деятельностью (k=-0,380, при p = 0,005).
Представления о деньгах как источнике власти имеет отрицательные и положительные корреляции на достоверном уровне с:
общим уровнем субъективного благополучия (k=0,593, при p = 0,000);
значимостью социального окружения (k=-0,275, при p = 0,046).
Представления о деньгах как источнике любви имеет положительную на достоверном уровне взаимосвязь с изменением настроения (k=0,472, при p = 0,000). Представления о деньгах как источнике развития имеют обратную взаимосвязь со значимостью социального окружения (k=-0,311, при p = 0,023).
Таким образом, можно говорить о том, что чем выше выражено удовлетворение экономических потребностей, тем больше отмечаются представления о деньгах как источнике удовольствия, выражены признаки депрессии, сонливости, рассеянности, кроме того выражена неудовлетворенность повседневной деятельностью. Это подтверждается исследованиями рядом зарубежных авторов, когда после определенного порога экономический рост больше не увеличивает в существенной мере уровень субъективного благополучия. Кроме того, возможно, что экономический рост может принести с собой ухудшение нематериального качества жизни, и как следствие – ухудшение субъективного благополучия.
С увеличением желания быть собственником растет количество представлений о деньгах как источнике удовольствия, а так же улучшается самооценка здоровья. В тоже время уменьшается количество представлений о деньгах как источнике развития. А чем выше интерес к экономическим изменениям и социально-экономическим условиям в городе и стране, тем больше преобладает смыслообразующая роль денег, представления о деньгах как источнике поддержания нормальной жизни, а также отмечается ухудшение самооценки собственного здоровья. Это связано с тем, что феномен субъективного благополучия в первую очередь связан с субъективным отношением личности к возможности удовлетворения потребностей в рамках собственной жизни.
Рассматривая особенности отношения к богатству и бедности, можно говорить о закономерностях во взаимосвязях с отношением к деньгам и показателями субъективного благополучия. Так, чем лучше отношение к богатым, тем больше выражены представления о деньгах как источнике любви и тем меньше выражены представления о деньгах как источнике несправедливости и развития, при этом наиболее выражены изменения настроения и неудовлетворенность социальным окружением. А чем лучше отношение к бедным, тем больше проявляются представления о деньгах как источнике удовольствий и меньше испытывается напряжение и потребность в уединении.
Деловая активность напрямую связана с представлением о деньгах как источнике удовольствий, вместе с тем имеет обратную взаимосвязь с представлениями о деньгах как источнике несправедливости. Люди с высоким уровнем деловой активности реже других испытывают напряженность и чувствительность, а также признаки, сопровождающие основную психическую симптоматику, однако подвержены частым сменам настроения.
Люди, идущие на экономический риск, имеют представления о деньгах как источнике поддержания нормальных условий жизни, что объяснимо с точки зрения риска и объяснения того, ради чего стоит рисковать.
Представления о деньгах имеют свои особенности взаимосвязи с показателями субъективного благополучия. Так, чем больше выражены представления о деструктивности денег, тем выше уровень напряженности и чувствительности. Смыслообразующая роль денег определяет удовлетворенность повседневной деятельностью. Чем больше преобладают представления о деньгах как источнике власти, тем выше общий уровень субъективного благополучия и удовлетворенность своим социальным окружением. Интересна взаимосвязь представлений о деньгах как источнике любви, чем чаще деньги ассоциируются с любовью и поддержкой, тем больше подверженность изменениям настроения. Представления о деньгах как источнике развития определяют удовлетворенность социальным окружением.
Таким образом, экономико-психологические особенности отношения к деньгам и связанные с ними показатели субъективного благополучия отражают имплицитные (духовные) процессы субъектов, их ценностные ориентации в системе жизненных целей, а также те изменения, происходящие как в непосредственном окружении (коллектив, организационная структура), так и в обществе.
В целом можно говорить о частичном подтверждении 4-ой частной гипотезы, т.к. при удовлетворении экономических потребностей происходит увеличение роста напряженности и чувствительности. Ухудшение самооценки собственного здоровья связано с повышенным интересом к экономическим условиям в городе и стране. А частые смены настроения характерны для людей с высокой деловой активностью.
5 частная гипотеза исследования о том, что отношение к деньгам связано с экономико-психологическими характеристиками и субъективным благополучием полностью подтвердилась.
Выводы по 2 главе
1. Экономико-психологические характеристики у сотрудников государственной и коммерческой организацииимеют свои специфические особенности. Так, сотрудники коммерческой организации придают большее значение деньгам, более высоко оценивают свои возможности в повышении собственных доходов, имеют более высокий уровень желания быть собственником и хуже относятся к богатым по сравнению с сотрудниками государственного предприятия. Кроме того, для сотрудников коммерческой организации олицетворением богатства является наличие возможности не думать о завтрашнем дне, помогать близким, иметь возможность путешествовать, обладать недвижимостью и валютой. Бедность олицетворяет отсутствие средств, полная неопределенность в завтрашнем дне и отсутствие возможности жить как хочется. Так же, представители ОАО чаще выделяют такие ценности для жизни как, свобода, бессмертие, богатство, счастье других, красота, творчество и уверенность в себе. А ценностями для решения проблем они, прежде всего, считают честность, ответственность, предприимчивость, жизнерадостность, собственность, воспитанность, терпимость, независимость, чуткость и смелость взглядов.
В свою очередь, сотрудники государственного предприятия олицетворяют богатство через возможность делать пожертвования, жизнью там, где захочешь, наличием счета в иностранном банке и ценных бумаг. Олицетворением бедности для них является жизнь на прожиточный минимум, наличие необходимой минимальной продуктовой корзины, а так же жизнью в долгах. К ценностям для жизни сотрудники госпредприятия относят здоровье, семью, работу, друзей, мудрость, активную жизнь и материальную обеспеченность. Ценности для решения проблем, по их мнению, это – образованность, исполнительность, твердая воля, самоконтроль, рационализм, богатство, широта взглядов.
2. При анализе особенностей отношения к деньгам у представителей государственной и коммерческой организации выявлены следующие особенности. Так, сотрудники коммерческой структуры чаще, чем госслужащие с понятием «деньги» связывают ответственность, нетерпимость, справедливость, свободу, средство существования, зависимость, принципиальность, комфорт, развлечения, информацию, безопасность, лживость и развитие. В свою очередь, сотрудники госучреждений чаще связывают деньги с любовью и несправедливостью. Можно отметить, что наиболее часто богатство и красота с понятием «деньги» ассоциируется у сотрудников коммерческой организации, а с состоянием души – у сотрудников госпредприятия. Чаще о деньгах как источнике власти, удовольствия и развития говорят сотрудники коммерческой организации, в свою очередь сотрудники госпредприятия чаще рассматривают деньги как источник любви и поддержки.