Для других, более склонных продавать свой труд и умеющих это делать, место постоянной работы и в советские времена было номинальным. Основной же заработок они имели не там. Это люди многих рабочих профессий обслуживающего плана (столяры, сантехники, ремонтники, на которых всегда был большой спрос), частнопрактикующие врачи и преподаватели, разного рода консультанты и эксперты и ряд других специалистов. Для большинства этих людей приоритет - сумма заработка. Как правило, дело, качество исполнения их интересует лишь настолько, насколько оно влияет на величину оплаты.
Доля тех, кто фанатичен к добыванию денег, оказывается довольно малой как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Правда, наши респонденты, в отличие от западных, проявляют большее недовольство своим финансовым положением, нежели фантазируют на тему о деньгах.
Особая подгруппа - лица свободных профессий. По психологии деятельности они заинтересованы в качестве своего труда, но по спросу на него не брезгуют и "халтурой".
Третья группа лиц обычно заинтересована и делом, и заработком. Ее представители чаще всего сразу отказываются от государственной службы, организуют свое дело, успех которого напрямую зависит от качества работы. Они нуждаются в свободной частнособственнической экономике и активных деньгах. Сила денег у них напрямую связана с понятиями свободы, поскольку благодаря им можно заработать, разбогатеть, "выпустить богатство из сундука" и вложить его в дело, а пустив в оборот, получить прибыль [48].
Одной из интересных отечественных работ по определению приоритета культурно-территориального или классового фактора является кросскультурное исследование отношения к деньгам, проведенное О. Дейнекой и О. Дворкиной (табл.1).
Таблица 1. Различия в отношении к деньгам представителей разных социальных групп
Исследование показало, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для "черного дня", появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть [10].
Для сравнения влияния фактора культуральных различий на отношение к деньгам и фактор принадлежности к определенному социальному слою, группой авторов под руководством О. Дейнеко исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде.
Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. Как уже отмечалось, выбор модели отношения к деньгам определяется влиянием многих факторов, среди которых и принадлежность к той или иной профессиональной социальной группе, поисковое поведение в ситуации дефицита денежных ресурсов и др.
Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности [20].
В связи со спецификой организационной деятельности, о которой будет говориться ниже, в зависимости от сферы деятельности по-разному оценивается заработная плата.
В бизнесе это, прежде всего, чувство свободы и независимости (86,2%), уверенность в завтрашнем дне (59,0%), у государственных служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).
В отношении оценки материального благосостояния в зависимости от характера профессиональной деятельности, то здесь выявлены следующие закономерности:
максимальный процент опрошенных, «ни в чем себе не отказывающих», выявлен в группе госслужащих (4,4%). В этой же группе отмечается максимальное количество респондентов, «еле сводящих концы с концами» и «живущих в нищете» (3,1%), т.е. наиболее полярные оценки своего благосостояния характерны именно для государственных служащих.
Анализ поискового поведения человека в ситуации нехватки денежных ресурсов свидетельствует о следующем – только каждый четвертый – пятый гражданин готов, в случае нехватки денежных средств, взять кредит в банке, что характеризует их как людей, для которых характерно заемное поведение.
В этой ситуации 90,5% опрошенных среди работников бизнес-структур «умерят свой аппетит», а 47,6% «постараются найти дополнительный заработок» [51].
1.3 Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур
В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая заработная плата (чем выше занимаемая должность, тем более высокая значимость заработной платы), а у представителей бизнес-структур на первое место выступает возможность самореализоваться.
В целом же для государственных служащих характерны следующие особенности, связанные с их профессиональной деятельностью.
Так, М.Вебер подчеркивал важность и необходимость «беспристрастного» управления, профессионализма, наличия высокоразвитой сословной чести и высокой квалификации у государственных служащих. Важным показателем психологии чиновника является мотивация служебной деятельности, которая включает в себя отношение к субординации, регламентации содержания и характеру служебной деятельности, к возможностям карьерного роста, уровню денежного содержания, гарантиям служебной занятости, социальной защищенности [7].
Мотивация деятельности основывается на следующих принципах: оплата служебной деятельности госслужащего должна обеспечивать соответствующее уровню развития общества и государства качество жизни; денежное содержание должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного сектора экономики; размер должностного оклада зависит от объема полномочий и возложенной ответственности и стимулирует стремление к должностному росту; оплата труда предполагает эффективность деятельности государственного служащего, уровень получаемого денежного содержания связывается с результатами деятельности [29].
Можно сформулировать следующие основные требования профессии к поведению государственного служащего: рациональное планирование деятельности и неукоснительное следование технологической дисциплине, регламентирующим нормам; мотивация на выполнение служебного долга; субординация служебных отношений. Именно эти требования, по мнению специалистов, обеспечивает нормальное функционирование государственной службы [34].
Чиновничество является многочисленной группой, состав которой за последние 10 лет вырос практически в два раза, соответственно, выросли расходы на содержание госаппарата. Высокая, с точки зрения населения, заработная плата, нежелание ее «отрабатывать», возможность увеличения своих доходов с использованием властных рычагов, коррумпированность государственных и муниципальных служащих, неспособность принимать грамотные управленческие решения - все это приводит к негативному отношению населения к чиновникам [20].
Для чиновников свойственны «стратегии жизненного благополучия», «ценностная ориентация на социализм», дорыночное поведение, характеризующееся предпочтением получать небольшой, но постоянный заработок при стабильной и предсказуемой работе, минимуме трудовых затрат и уверенности в завтрашнем дне [5]. Только для работниковРа главной группы должностей и чиновников-регионалов свойственны черты рыночного поведения, т.е. ориентация на работу с высоким уровнем стресса, но при этом высокооплачиваемую.
Представление человека о собственном материальном положении влияет не только на его повседневное поведение и взаимоотношения с другими, но и определяет сферу ценностей, его мировоззрение, жизненную направленность. Наблюдается достаточно большой отрыв внешних оценок и «самооценки» заработной платы чиновников, что влияет на характер взаимодействия государственных и муниципальных служащих с различными категориями населения, приводит к нестабильности этой социально-профессиональной группы, к снижению эффективности функционирования системы государственного управления.
Отмечена негативная динамика в оценке своего материального положения «после кризиса» в сравнении с «докризисным» периодом, и, что вызывает особые опасения, снижение такого показателя, как социальный оптимизм. Государственные служащие не могут прогнозировать и, соответственно, планировать свое будущее, не всегда уверены в завтрашнем дне, хотя они гораздо оптимистичнее в оценках своего благополучия, чем население в целом. Главными стимулами, привлекающими на государственную службу, являются социальные гарантии и защищенность в кризисных ситуациях, стабильность занятости, и только после них - материальная составляющая.