Но как ни серьезны подобные данные, это — лишь косвенные свидетельства. У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы: материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщин - мать, лишенная мужской поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети просто идеализируют отсутствующего отца [13,11].
Отец также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нарушений [23,71].
Поэтому проблемы связанные с феноменом отцовства являются очень актуальными и требуют более глубокого анализа, с целью разработки профилактических мероприятий.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели филогенетические предпосылки отцовства, исторические изменения института отцовства, влияние культуры на особенности отцовства.
Таким образом, социальные стереотипы отцовства представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества в том, что именно должен делать отец. Можно сказать, что отцовство является одной из важнейших задач развития, приходящихся на период взрослости, и, в то же время, одним из сложных феноменов, охватывающих все стороны психической жизни человека, что обуславливает трудности в его изучении.
Резюмируя все сказанное выше можно сделать вывод о том, что отцовство является комплексным феноменом, связанным со всеми аспектами жизнедеятельности человека, в том числе и с личностным развитием.
2.2 Детско-отцовские отношения и развитие личности ребенка
Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании ребенка (И.М. Марковская, И.С. Кон, Т.Н. Мартынова, Н.А. Коркина) [32;43;24]. Они подтверждают тот факт, что роль отца в социализации личности ребенка чрезвычайно велика.
Многие исследователи изучали влияние отцовского примера на развитие ребенка. Так, например, А Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса [26,349]. Данные исследований Г. Крайг говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Значительная роль в развитии личности ребенка принадлежит любви отца [26,211]. Д.С. Акивис в своей работе “Отцовская любовь” отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет ребенку больше самостоятельности, воспитывая в нем самодисциплину [10,33]. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей эмоциональная уравновешенность, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.
Отечественные педагоги и психологи постоянно подчеркивают роль отца в половой социализации ребенка. И.С. Кон обращает внимание на то, что отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, а в воспитании сына отцу принадлежит особая роль [20,71]. Островская Л.Ф. пишет, что образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика [44,52]. Р. Кемпбел отмечает, что у добрых отцов вырастают мужественные сыновья, в то время как у сверхмаскулинных, женоподобные. Схожие результаты были получены в исследованиях Р. Бернса [4,37]. Д. Виткин указывает, что маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, то и его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, то и сын будет считать это нормой мужского поведения.
По поводу становления мальчиков и девочек пишет Н.С. Каган, что требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в процессе средовой социализации испытывают большее средовое давление [32,137]. В последние десятилетия наметились довольно тревожные сдвиги в этой области. Жесткость требований к маскулинности обрела преимущественно декларативный характер. Ведь если проследить, кто является основными социализаторами в главных институтах социализации (семья, детский сад, школа, ВУЗ и т.д.), то мы заметим, что на протяжении почти всей жизни основным примером для подражания является женщина. Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать - воспитательница – учительница – женщина-начальник), и какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик не слышал от женщины, каким должен быть мужчина, он воспитывается, прежде всего, как “удобный в обращении” для женщин. Именно поэтому роль отца в половой социализации особенно мальчиков действительно значительна [22,53].
Социально принято, что мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец за эмоциональную независимость. На наш взгляд, подобная задача отцов ничуть не проще задачи матерей, а наверно даже сложнее и ответственнее. Но, как мы определили раньше, отношение к институту отцовства в современном обществе и, особенно в нашей стране очень неоднозначное. Современные мужчины, в большинстве случаев, не представляют стабилизирующего фактора в семье. И в связи с тем, что отцы являются очень важными социализаторами в жизни ребенка, и в то же время отцовский инстинкт не является столь сильным и безусловным как у матери, необходимо готовить современных мужчин к принятию роли отца.
Оценивая потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов.
1.Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой,
2.как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда
3.перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации [21,162].
4.Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
5.Наличие других агентов социализации, как внутри семьи,
6.так и вне нее [21,162].
По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы» [13,11].
Личные качества отца, в число которых входит любовь к своим детям, оказывают значительное влияние, на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина – мать [24,122].
Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими. [24,122]. Существует несколько подходов к рассмотрению роли отца. Представителями психоаналитического направления [4, 98] выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка, отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка: 1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви; 2) отец как объект реализации потребности в безопасности и защите; 3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека [12,95]. Любовь матери – безусловная любовь, принятие и теплота - обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии (Маслоу), создает базу для развития [34,37]. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен, что в любой момент может вернуться к матери. Об этом говорят исследования и теоретические посылки Э. Эриксона, К.Хорни, Д. Винникотта, М. Кляйн, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности в безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и, таким образом, дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом – это быть носителем истины, нормы в семье [13,13]. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Когда отец – носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности и уверенности у других членов семьи.