Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важнейший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, таким образом, воспитывая правильные реакции. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является еще и моделью, наблюдая за которой, ребенок учится [4,183].
Исследователи семейной психологии рассматривают семью как систему, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими, и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Все члены семьи находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Зная вклад каждого члена семьи в систему, можно сказать, что семья как система будет нестабильна или неустойчива, при отсутствии любого из компонентов [53,27].
Непосредственно участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить: оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности ребенка.
Таким образом, отношение отца к ребенку оказывает влияние на его личностное развитие. Отношения в диаде «отец – ребенок» влияет на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов, при этом отношения отца и ребенка не изолированная сфера, их отношения важны для функционирования всей системы. Е. П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные [18,45]. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям [26,372]. Изучение годовалых детей показало, что дети “вовлеченных ” отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети “менее вовлеченных” отцов [26]. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста[26,374].
Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Присутствие отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить женщина. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогает развитию моторики ребенка [26,372]. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Это важно, так как именно родители удовлетворяют потребности ребенка, так как он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено эмпирическое исследование на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Гурьевска в период с января по март 2006 года.
В исследовании приняли участие 60 человек, 30 диад «ребенок – отец». Средний возраст мужчин составил 26,5 лет, в основном испытуемые являются служащими (90%), с высшим, среднетехническим и средне-специальным образованием. Средний возраст детей 7,3 года. Количество семей, имеющих девочек – 17, мальчиков – 13. Из них в 23% случаев в семье более чем один ребенок, и в 77% ребенок в семье единственный. Каждая семья является полной.
Использовались следующие методики:
1. «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской [33,31];
2. Проективная методика «Рисунок семьи» [36;8];
3. Проективная методика «Рисунок Я и мой ребенок»;
4. Методика Дембо – Рубинштейн в модификации В.Г.Щур «Лестница» [7, 251];
5. Методика Рене Жиля «Фильм-тест» [7,102].
1. Методика И.М. Марковской «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» позволяет диагностировать детско-родительские отношения и взаимодействия методом шкалирования [33,31]. Методика ориентирована на то, чтобы вопросы были понятны не только родителям, но и детям, их содержание рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом, а утверждения подходят и к отцу, и к матери. Взрослый вариант опросника содержит 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителя и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе: 1 балл – совершенно не согласен; 5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.
Опросник имеет две формы: подростковый вариант и вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
В опроснике «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВВР), вариант для родителей дошкольников и младших школьников представлены следующие 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о степени принуждения ребенка к чему–либо.
3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку.
4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношении родителей и детей.
7-я шкала: тревожность за ребенка
8-я шкала: непоследовательность – последовательность. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений.
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.
10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-отцовских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В этом варианте заменены некоторые вопросы, которые оказались бы неадекватными для детей этого возраста, и И.М. Марковская заменяет две шкалы опросника. В подростковом варианте 7-я шкала – «несогласие – согласие между ребенком и родителем». Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними; 9-я шкала – «авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога – консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
2. Проективная методика «Рисунок семьи».
Данная методика входит в группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Она основана на анализе и интерпретации рисунков [8,116]. Методика, как правило, применяется для обследования детей. Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных методик. Качественный анализ рисунка проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов.
Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана именно для используемого нами теста.