Этим свойством гипноза повышать восприимчивость человека к внушаемым ему образам, мыслям, поступкам, а также возможностью словом вызывать глубокие изменения в деятельности его организма с давних времён пользовались священнослужители, а также всевозможные знахари и шарлатаны для демонстрации мнимых чудес. Медицине известно много нервных заболеваний, подчас очень тяжёлых и мучительных (таких, например, как истерические параличи, немота, глухота и т.п.), которые часто не поддаются действию лекарств, но излечиваются внушением, целительным словом врача. Иногда в этих случаях особенно помогает лечебное внушение, произведённое больному, погружённому в гипнотический сон.
Научное объяснение гипноза раскрывает сущность и других “чудес”. Так, например, во время сеанса гипноза зрителей всегда поражала отрешённость загипнотизированного от окружающего, его безразличие к самой сильной боли, вплоть до ожогов и ран. А учёные видят объяснение этих явлений в том, что в глубоком гипнозе некоторые участки коры мозга могут быть заторможены значительно сильнее, чем в естественном сне, и тогда человек не чувствует боли от ожога, хотя любая боль, причинённая ему во время обычного сна, немедленно пробудила бы его. Однако это не опровергает положения о близком родстве сна и гипноза.
Самым же главным доводом в пользу верности разработанного И.П.Павловым и его последователями представления о гипнозе как о разновидности сна служит то, что для возникновения обоих этих состояний необходимы в сущности одни и те же условия, а именно гипнотизирующе действует всё то, что способствует возникновению и развитию коркового торможения. Для того, например, чтобы вызвать у человека гипнотический сон, лучше всего действовать слабыми или умеренными, но длительно и однообразно повторяющимися раздражителями, будут ли это ритмические движения, монотонные звуки, сосредоточение взора, повторяющиеся слова или лёгкие поглаживания кожи. Это объяснение проливает свет на то, что скрывалось под маской таинственности многие тысячелетия и продолжает кое-где прятаться под ней и сейчас. Наука не только навсегда развеяла туман суеверий и заблуждений вокруг гипноза, но и дала возможность использовать его на благо людям.
Методики проведения гипноза
Обычно, чтобы ввести человека в состояние гипноза, используют блестящие предметы, ритмические монотонные звуки своеобразных музыкальных инструментов, дым курений, содержащих в своём составе дурманящие, наркотические вещества, многократное повторение заклинаний и молитв. Хотя методика введения в состояние гипноза может быть самой разной, тем не менее можно выделить следующие основные группы:
- первая - методика сильного воздействия, разработанная Ж.-М. Шарко. Он использовал такие раздражители, как внезапный грохот за спиной того, кого собирался гипнотизировать, вспышка пламени перед его глазами или неожиданный толчок и падение на руки гипнотизёра. Эта техника в определённой степени аналогична ситуациям, приводящим к акинезии у животных;
- вторая методика состоит в однообразном повторении воздействия: фиксация глазами блестящего предмета, однообразный шум или тихая музыка, поглаживание лба или висков ( так называемые пассы );
- третья методика заключается в словесном внушении состояния расслабления, особое значение имеет связь с голосом гипнотизёра.
Некоторые методики проведения гипноза сочетают в себе воздействие двух или более таких групп (например, шумы и поглаживания, словесное внушение и музыка ). Раскрытые пальцы и протянутые руки гипнотизёра, которые гипнотизируемый фиксирует взглядом, иногда действуют гораздо сильнее постоянного индифферентного раздражителя. Они являются тем жестом, который “поражает”, как бы воплощая в себе силу воздействия гипнотизёра. Не только жест, но уже само появление гипнотизёра, которого знают и ждут, начинает действовать как раздражитель, относящийся к первой группе. Внушаемость можно усилить, если сеанс проводить во время сна. Во время сеанса тихим голосом, который затем постепенно усиливается, произносятся слова внушения. Вероятно, в древности этот способ внушения использовался во время сна в храме. Некоторые психотерапевты применяют снотворные средства, дают их испытуемым перед сеансом, чтобы облегчить процесс засыпания и внушения. Известно, что сонный человек более восприимчив к внушению. Однако этот прием невольно вызывает сомнения в способностях гипнотизёра.
В восточных религиях широко используются ароматические палочки, которые, медленно сгорая, источают приятный запах ароматических смол (напоминает кадило в православных церковных ритуалах ). Это один из способов создания фонового настроения. Известно, что центр в коре головного мозга, “отвечающий” за различение запахов, является частью лимбической системы, связанной с настроениями и эмоциями. Поэтому не случайно хорошие духи способны создать особую обстановку, поднимать настроение. Более того, этот более-менее постоянный лёгкий раздражитель одного из анализаторов (способ, используемый при применении второй методики введения в гипноз), как и некоторые другие ароматические соединения, может оказывать химико-медикаментозное воздействие со снотворным эффектом.
В международном журнале экспериментального и клинического гипноза, издаваемом в Филадельфии, описан способ введения в состояние гипноза с помощью использования гипервентиляции лёгких (глубокого дыхания). Изменение парциального давления СО в крови, которое появляется через 3-5 минут после интенсивного дыхания, сопровождается изменением возбудимости нервной системы, и это облегчает процесс гипнотизирования. После введения в состояние гипноза начинается лечебное внушение с целью устранения определённых симптомов и переживаний и улучшения самочувствия. В свое время профессор Чолаков создал так называемый метод гипнотического транса: пациенту предлагалось вновь пережить события, которые послужили причиной его болезни. По существу этот процесс представляет собой гипнотически заданную исповедь. Хорошо известно, что неоднократно пережитое событие постепенно теряет свою яркость, в то время как подавленное, неотреагированное, эту яркость сохраняет. В таком случае действует психологический механизм успокоения, вызываемый душевным откровением. Аналогичное воздействие оказывает и церковная исповедь.
Существуют немногочисленные ситуации, в которых по объективным и субъективным показаниям не следует применять гипноз. Различают абсолютные и относительные противопоказания. Абсолютные противопоказания: здесь речь идет о ситуациях, в которых гипноз применять запрещено: шизофрения, эпилепсия, старческое слабоумие. Относительные противопоказания - ситуации, в которых применение гипноза не рекомендуется: гипотония, религиозные убеждения, недостаточная внутренняя готовность, склонность к взрывным реакциям, тяжелые дефекты интеллекта.
Свойства гипноза
Многие люди представляют себе гипноз как глубокий транс, своего рода бессознательное состояние, в котором становятся доступными самые глубинные слои психики. Однако подобная глубина гипноза достигается лишь примерно у 20% пациентов. Большинство же из них достигают гипноза лишь средней глубины, чего, однако, вполне достаточно для обеспечения контакта с подсознанием и эффективного внушения.
В основном принято различать три степени глубины гипноза:
1. Лёгкий гипноз (состояние лёгкого расслабления, при котором сознание полностью активно. В этом состоянии пациент уже может принимать и выполнять простые внушения - гипноз в состоянии бодрствования);
2. Гипноз средней глубины (расслабление становится более глубоким, сознание почти неактивно, выполняются все внушения, которые не противоречат структуре личности);
3. Глубокий гипноз (полное расслабление, сознание полностью отключено. Выполняется даже совершенно нелогичные внушении. После снятия гипноза у пациента о нём не остаётся никаких воспоминаний).
Согласно опыту известного на сегодняшний день немецкого врача и гипнотизёра Курта Теппервайна, всех пациентов можно разделить на следующие четыре группы:
- 28 процентов: достигают состояния лёгкого гипноза;
- 52 процента: достигают состояния гипноза средней глубины;
- 17 процентов: достигают состояния глубокого гипноза;
- 3 процента: вообще не поддаются гипнозу.
Уже первое рукопожатие при знакомстве с пациентом несет в себе информацию о внушаемости этого человека. Опыт показал, что сухая рука, как правило, является признаком психически активной личности - такой человек гипнотизируется медленно, порой преодолевая немалые трудности. Если у пациента слегка влажные руки, то он психически более пассивен и его можно легче и быстрее загипнотизировать.
В нервной системе человека скрыто гораздо больше возможностей, чем мы можем себе представить. В состоянии гипноза восприимчивость органов чувств временно повышается, а скорость движения может резко возрасти. Наблюдения показывают, что с помощью гипноза можно изменять ряд вегетативных функций, таких, как частота пульса, величина артериального давления. То же самое относится к таким функциям, как внутренняя секреция, работа кишечника и кожи. Последователи йоги с помощью самогипноза могут привести себя в состояние vita minima (минимальной жизни), при котором частота дыхания составляет один раз в одну или несколько минут, понижен обмен веществ, температура тела становится намного ниже жизненной нормы. Находясь под гипнозом, человек может напрячь свои мышцы значительно сильнее, чем в состоянии бодрствования. С другой стороны, под гипнозом он способен расслабиться до такой степени, которая при полном сознании достигнута быть не может. Имеются факты, когда под действием гипноза исчезали болевые ощущения. Во время массового гипнотического транса в некоторых религиозных сектах часть верующих наносит сама себе раны, не испытывая при этом боли. В современной медицине гипноз используется для обезболивания пациентов, не переносящих наркоза.