Насколько гипноз в состоянии обострить чувства, можно убедиться, поставив следующий опыт. Нужно взять новую колоду карт, рубашки которых должны быть совершенно одинаковыми, выбрать какую-либо карту и записать ее масть и достоинство, погрузив подопытного в глубокий гипноз и заставив его в таком состоянии открыть глаза. Надо показать ему эту карту, но только рубашкой, и внушить, что при следующем показе он увидит на рубашке черный крест, по которому тут же опознает карту, положить карту обратно в колоду, тщательно перетасовать её и показывать подопытному по одной все карты, предварительно попросив найти ту самую, с якобы имеющимся чёрным крестом. Почти всегда подопытный узнаёт ранее выбранную карту. Этот опыт показывает, что подопытный вовсе не пассивно выполняет приказы гипнотизёра, а сам генерирует внушение, которое приводит в действие способности, необходимые для решения поставленной задачи.
Явления гипноза у животных
Опыты по гипнотизированию можно проделывать и со многими животными. Привести животное в такое состояние можно путем испуга, фиксации глаз пристальным взглядом и ограничения подвижности. Например, внезапное переворачивание лягушки, птицы или другого мелкого животного на спину вызывает полную неподвижность. В этой позе животное остается в течение нескольких минут, а иногда и часов. Прикосновение к некоторым насекомым также обездвиживает их на некоторое время. Однако еще И.П. Павлов подчеркивал, что при гипнозе животных и вообще при любых опытах с условными рефлексами следует считаться с самыми разнообразными реакциями со стороны животных, так что применение одного и того же метода не всегда вызывает одинаковые реакции. Кроме того, каждое животное по-разному реагирует на разных экспериментаторов.
Явления, подобные гипнозу, наблюдаются и в естественной среде: оцепенение зайцев или ланей в свете автомобильных фар или “рефлекс паралича”, проявляющийся в том, что мелкое животное оказывается не в состоянии своевременно убежать от крупного: например, мышь “каменеет” с широко раскрытыми глазами перед головой змеи, птица - между лап кошки, которая ее поймала. Это явление называется акинезией (обездвиженностью), танатозисом (подобием смерти) или каталепсией (восковой гибкостью). Это своеобразная биологическая защита, ибо в такой ситуации животное может восприниматься как неживой предмет или как мертвое, что увеличивает его шансы на выживание. В этом случае можно говорить о пассивной защитной реакции. Нервная система, подвергшаяся действию сильного раздражителя, согласно И.П.Павлову, переходит в состояние запредельного торможения. Это защитная реакция по отношению к клеткам нервной системы и их функциям. Участие различных групп нервных клеток в процессе возбуждения определяет целостную деятельность организма. Наряду с процессом возбуждения действует процесс торможения. От соотношения возбужденных и заторможенных нервных клеток зависит, например, сила сокращения в соответствующей мышечной группе. От распределения возбуждения и торможения в различных двигательных клетках зависит какие мышечные группы сокращаются.
В рассмотренном нами случае акинезии при сверхсильном раздражителе происходит торможение в тех областях головного мозга, которые связаны с движением. Это нормальный защитный организм в работе нервной системы, предохраняющий нервные клетки от истощения и гибели. Так акинезия в обстановке повышенной опасности, с одной стороны выступает как защитное поведение, а с другой, ”выключая” нервную систему, предохраняет последнюю от полного истощения.
Таким образом ясно, что во всем животном мире, до человека включительно, мы имеем общий тормозной рефлекс, развивающийся при условиях внезапных раздражений, поражающих мимико-соматическую сферу. Хотя этот рефлекс приводит в отдельных случаях к гибели индивида, в общем, однако, он является защитным, а следовательно и полезным.
Литература:
1. В.М. Бехтерев "Гипноз. Внушение. Телепатия.", М.- Мысль, 1994 г.
2. С. Байкушев “Серьезно о сверхъестественном”, 1991 г.Л.
3. Л. Васильев “Таинственные явления человеческой психики”, 1984 г.
4. В. Мезенцев “Энциклопедия Чудес”, 1989 г.
5. В. Рожнов, М. Рожнова “Гипноз от древности до наших дней”, 1987 г.