Итак, существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
По характеру участия воли различают непроизвольную и произвольную память. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности - двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Слуховая память относится к образной.
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [11].
Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.
Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.
Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос. Есть случаи, когда люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону. Существует реальная история об одном сыщике, который не мог узнать известного преступника, благодаря его искусному переодеванию, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его, т. к. десять и более лет тому назад сыщик слышал его голос. Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился более зрелыми звуками [10].
Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного. Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения. И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную.
А самое главное, пожалуй, слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее [39].
Музыканты развивают свой орган слуха до высокой степени. Музыкальное ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от первого звука скрипки. Но и многие другие развили эту способность до большого совершенства. Машинисты различают уклонение от обыкновенного производимого машиной звука. Железнодорожные сторожа различают малейшую разницу в звуке рельсов при проходе поезда и узнают таким образом, что не все в порядке. Машинист сразу узнает перемену в шипении паровоза и сейчас же уменьшает давление. Старые лоцманы узнают свисток каждого парохода на своей реке, а жители больших городов распознают колокола различных церквей. Телеграфисты узнают на своей линии аппарат новой системы в одну минуту, просто по неуловимой разнице в стуке.
В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Слушатель должен был располагать наисильнейшим вниманием и сосредоточением, т. к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя. Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова. Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами. Таким же образом сохранялись в течении веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина [28].
Рассказывают, что 2000 лет тому назад одного китайского императора охватила зависть к его умершим предкам и к величию истории его народа. Он приказал уничтожить все религиозные, исторические и философские памятники прошлого, чтобы в будущем все вело свое начало от времени его царствования. Он сжег писанные и выгравированные записи в империи, включая и труды Конфуция. Прошлая история народа была уничтожена и живет теперь в форме преданий, но труды Конфуция продолжают существовать нетронутыми, благодаря удивительной памяти одного последователя Конфуция, который сохранил в своем разуме учения, преподанные ему в юности и скрывал их до смерти нетерпимого императора, когда учения великого философа были восстановлены по его памяти, которая была так совершенна, что, когда много лет спустя был найден древний конфуцианский манускрипт, каким-то чудом спасенный от костров императора, увидели, что старый мудрец не пропустил ни единого слова. Современные китайские писатели говорят, что если бы уничтожили китайских классиков, миллионы китайцев завтра же процитируют их наизусть [39].
Тот же обычай наблюдается в Индии, где, хотя и имеются манускрипты, написанные за 2000 лет, существуют, ученики, держащие в памяти великие философские тракты, которые сохранились от времени, когда письменность была еще неизвестна. Санскритский язык — мертвый, но он сохранился в передаче религиозных и философских учений — и не только слова, а и произношение, ударение и остановки. Многие современные индусы могут рассказать наизусть веды, содержащие около миллиона слов. Нужны годы, чтобы запомнить такую массу, т. к. ежедневно выучивается только несколько строк, которые заставляют повторять много раз. Урок выучивается посредством изустной передачи, обращений к манускриптам не дозволяется.
Кабала или тайное учение евреев передавалось таким образом, то же говорят и относительно друидов.
Древние греки и римляне были последователи такого же рода запоминания и приводятся примеры, когда граждане дословно повторяли слышанные важные речи.
Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии [10].
Существуют индусские священники, могущие точно продекламировать всю Магабараву, состоящую из 30.000 строк. Славянские рапсоды древних времен знали наизусть громадные эпические поэмы. А индейцы запоминают и декламируют свои мистические сказания нескончаемой длины. Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранялись в памяти судей и законоведов страны. А легенды их рассказывают, что законоведы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и прецеденты выросшие вокруг законов.
Теперь, конечно же, нет необходимости в таких проявлениях памяти, но при необходимости и современные люди могут достигнуть искусства древних [28].
Кроме видов памяти выделяют еще ее процессы. К основным процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.
Память начинается с запоминания. Запоминание– это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.
Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное или глубокое чувство. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель – запомнить материал.
Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового – понимание.
И механическое и смысловое запоминание имеют большое значение в психической жизни человека. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение[11].
Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.
Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели – запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки – запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное [39].