· импульсивное желание купить все подряд;
· плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;
· систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.
Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:
· вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;
· депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;
· снижению иммунной резистентности;
· подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;
Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):
· психологическими травмами в детстве;
· дефицитом гормона серотонина;
· низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;
· одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;
· навязчивым влиянием рекламной информации;
· неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.
Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.
В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:
· информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);
· планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);
· овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;
· применения антидепрессантов (циталопрама и др.).
Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям.
По мнению автора предлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара.
Так же шопингомания имеет свои разновидности. Сегодня этим термином обозначают целый букет расстройств:
Сейлзомания (мания распродаж) — болезненное желание покупать вещи на распродажах. На почве сейлзомании зафиксированы случаи убийств и самоубийств.
Лейбломания (мания этикеток) — зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для человека покупать что-либо еще, использовать нечто без бренда.
Гаджет-аддикция — страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 99% случаев ненужных.
Джанк-фуд-аддикция — навязчивое желание посещать сети ресторанов быстрого питания.
Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи (и многие другие).
Шопинг – зависимость пытаются лечить антидепрессантами. По мнению ученых, химические препараты позволяют достигать удовлетворительных результатов. Но не все с этим согласны. «К сожалению, это всего лишь компромисс. Следует добраться до истоков проблемы и решить ее», — говорит Роберт Лефевер, директор Promis Recovrey Center, центра, где изучаются и лечатся такие болезни, как алкоголизм и нарко- или шопинг-мания. — «Вряд ли шопинговый маньяк сможет освободиться от своей зависимости при помощи лекарственных препаратов».
«Химия» зачастую только приглушает симптомы, но не ликвидирует их источник. Ведь в основе шопингомании лежат сугубо психологические, а не медицинские проблемы. Психологи считают, что существует два типа шопингомании — личностная и подсознательная. Личностные шопингоманы — люди эмоционально неуравновешенные, капризные, даже истеричные. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие (и часто абсолютно ненужные) вещи. И легко могут потратить впустую все свои сбережения. Дело в том, что они с детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить свою внутреннюю жизнь чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления (демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом привлечь к себе внимание.У «подсознательных» шопингоголиков все наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым не хватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсировать недостаток родительской любви (как настоящий, так и мнимый, придуманный ими) тем, что тратят кучу денег на подарки для себя, любимого. «Никто меня не любит, но зато я сам себя очень люблю». Подсознательное желание, которое движет ими — чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как правило, больше вещей полезных и практичных, нежели личностные шопингоголики.
Если женщины-шопингоманки чаще всего предпочитают покупки, связанные с внешним видом: платья, туфли, косметика, драгоценности, то мужчины покупают вещи, которые считаются символом власти и престижа: сотовые телефоны, компьютеры, спортивные тренажеры или автомобили. Нередко таким образом мужчина пытается купить то, чего ему недостает в самом себе. Например, уверенность.
1.6 Религиозная аддикция
В последние годы проблема зависимости от религиозных организаций получила широкое распространение в связи с расширением деятельности самых разнообразных религиозных организаций, в том числе и тоталитарных религиозных сект. Хотя религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктивным потенциалом, безусловно, обладают секты, причем секты тоталитарные, применяющие разнообразные психотехники при вербовке неофитов и проведении религиозных ритуалов.
Большая часть людей попадает в секты в состоянии психологического кризиса, отчаянья. Секты используют именно это состояние, чтобы реализовать потребность заполнить душевный вакуум, снизить тревогу, обещая быстрое и окончательное решение вопросов. Секты стремятся к контролю, посредником между Богом и членами общины выступает некий учитель, гуру, нередко наделенный практически неограниченной властью. Религиозную зависимость как раз и отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца, который должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне правильными формулировками: «отсечь свою волю», «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый поступок подобного рода. Он непрестанно ищет, кто бы за него «дал совет» и кто бы решил за него его проблемы. По мнению Ц.П. Короленко и Т.В. Дмитриевой «сравнение изменений, происходящих в психике человека в результате его участия в секте, с изменениями, возникающими при аддикции, может проводится и с количественной стороны, выражаясь в том и другом случае в стремлении человека получать все больше переживаний». По данным Н.В. Бондарева, по мере вовлечения в деятельность секты у адепта на фоне выраженной астенизации отмечается нарастание психологической дезадаптации с постепенной заменой индивидуальных форм реагирования на групповые.
В.Э. Пашковский описывает следующие психические расстройства, которые могут возникнуть в результате культовой травмы:
● Расстройства поведения, не достигающие уровня психических расстройств. Они проявляются изменением интересов к семье, друзьям, работе и учебе, появлением новой манеры одеваться. Обращает на себя изменение речи: высказывания производят впечатление заученности («проигрываемой пластинки»). Практикуются частые, без объяснений, уходы из дому, частые телефонные разговоры, длительные чтения и медитации. Меняется и режим питания. Нарастает агрессивность по отношению к родным и близким.
● Психосоматические расстройства, которые чаще наблюдаются в виде соматоформных вегетативных дисфункций, возникающих внезапно и сопровождаются вегетативным возбуждением, интенсивной болью во внутренних органах.
● Атипичные диссоциативные нарушения чаще отмечаются у лиц, практиковавших методы введения себя в транс. Из диссоциативных феноменов чаще встречаются галлюцинации, паралич, нарушения сенсорной сферы.
● Посттравматическое стрессовое расстройство отвечает критериям МКБ-10 и возникает после разрыва с сектой. Особенно характерно подавленное настроение, безотчетная тревога, гнев, амнезия или гипермнезия в отношении травмирующих событий, неустойчивые диссоциативные или деперсоналиазционные эпизоды, а также ощущение беспомощности, изменения отношения с другими людьми в виде изоляции и отчуждения, недоверия, чувства безнадежности и отчаянья.