в) Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.
г) Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.
Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.
4) Собственно гендерные теории лидерства.
а) Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек). Согласно этой концепции, восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, от его пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человека важным фактором).
б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.
в) Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (пол или раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами, меньшинство получило название «токенов». Нетрудно увидеть, исходя из экспериментальных данных, что женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в роли «токенов».
Р. Кэнтер обнаружила, уже кратко описанные в 3 главе, четыре неформальные роли женщин-токенов («мать», «соблазнительница», «игрушка, талисман», «железная леди»).
г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).
Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.
д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.
е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.
5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].
К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.
Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.
Глава 4. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов
По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влиянием на нее административных мер. Это явление отражено в самой структуре студенческой группы Двойственность происхождения студенческой группы обуславливает особенности выделения лидеров в зависимости от пола.
Во-первых, деятельность учебной группы основана на более демократических принципах, нежели деятельность малой группы в организации (или предприятии). Следовательно, авторитарный стиль лидерства в данном случае неприемлем, а потому у девушек (как обладательниц феминного стиля лидерства) появляется больше шансов стать лидерами. Для феминного стиля лидерства характерны: кооперативность, решение вопросов с помощью интуиции и эмпатии, сензитивность, сочувствие.
Во-вторых, в зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых требования группы к лидерам неоднозначны. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, создают предпосылки для актуализации лидерских функций девушек сильнее, чем ориентированных на выполнение конкретной задачи лидеров из числа парней.
Неоспоримый факт, что девушек-лидеров в учебных заведениях можно встретить чаще, чем в организациях и на предприятиях (предусматривающих карьерный рост). Обращение к концепции «токенизма» может объяснить большое количество девушек-лидеров из числа студенток гуманитарных ВУЗов. Состав студенческих групп в таких учебных заведениях примерно равный. То есть, нет явного большинства (мужчин), члены которого подавляли бы меньшинство (женщин). Следовательно, девушкам в данном случае проще выдвигаться на роль лидера.
В студенческой группе не существует жесткой статусной иерархии, и это положение так же способствует освоению девушками роли лидера.
Таким образом, мы видим, что многие гендерные стереотипы не действуют в условиях деятельности студенческой группы. Но зачастую пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла в таком лидерстве. Ведь учебная деятельность – это еще не карьера, а стало быть, не имеет смысла рваться в лидеры. Деятельность в студенческой группе не предполагает конкуренции, что является благоприятным фактором для становления женщин-лидеров.
Можно также сделать вывод о зависимости требований предъявляемых к лидеру от деятельности, выполняемой группой. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполнении конкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме мужчины чаще претендуют на лидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, при необходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют женщины.
Так же очень важно понимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основном касаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной с карьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности (учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью или материальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерских качеств женщин.
Заключение
Изучение гендерных особенностей лидерства именно на примере студенческих групп представляется одним из приоритетных направлений гендерной психологии лидерства. Это обусловлено спецификой деятельности студенческих групп, отсутствием подавляющего влияния гендерных стереотипов, отсутствием жесткой статусной иерархии внутри группы. Все эти факторы могут способствовать «чистоте» исследований направленных на выявление гендерных особенностей лидерства.
Наиболее полно причины проявления лидерства в зависимости от половой принадлежности описаны в социально-ролевой теории Элис Игли. Основные позиции, объясняемые социально-ролевой теорией:
1) действие системы гендерных стереотипов;
2) необходимость соответствия поведения лидера своей гендерной роли;
3) механизм принятия лидеров обществом (в зависимости от пола);
4) негативные предубеждения против женщин-лидеров;
5) пути выхода из ролевого конфликта для женщин-лидеров.
Нами были рассмотрены особенности проявления феномена лидерства в зависимости от пола на примере студенческих групп. Отсюда вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов – таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими. Это тенденция не способствует конструктивному решению проблемы.
Одной из основных задач исследования было рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий. Другими словами, необходимо было рассмотреть, какие требования предъявляются к лидеру в зависимости от его пола. Ожидания от поведения лидера-мужчины и от поведения лидера-женщины действительно различны, что подробно описано в 3 главе. Если рассматривать данное явление в рамках студенческой группы, то здесь прослеживается та же тенденция, что и ранее: особенности деятельности студенческой группы нивелируют, уравнивают ожидания от поведения лидеров женского и мужского пола.
Опираясь на иерархию Н.В. Беляковой, мы можем структурировать состав группы по критерию психологической причастности студента к деятельности (особенно внеучебной) группы. Это может стать целью будущих исследований в области психологии малых групп.