Смекни!
smekni.com

Интегрированное обучение детей с задержкой психического развития (стр. 2 из 13)

Выделяют тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции и парциальную ЗПР [32], проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая:

а) недоразвитие отдельных сторон психических функций,

б) недоразвитие моторных функций,

в) инфантилизм (эмоциональную и социальную незрелость)

г) невропатию (вегетативную незрелость).

В отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психических процессов – дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. Таким образом, главное отличие детей с ЗПР от детей-олифренов, это, прежде всего, обучаемость и готовность к обучению.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:

1. Знаний и представлений об окружающем мире.

2. Умственных операций, действий и навыков.

3. Речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи

4. Познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.

5. Регуляции поведения.

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению по всем этим параметрам, причем они не только сами негативны к обучению в школе, но и оказывают отрицательное влияние на своих одноклассников [31].

Также дети не готовы к интегрированному обучению, то есть они не могут войти в коллектив сверстников, не желают и не способны с ними общаться, выполнять существующие в группе (классе) правила поведения, не умеют играть, принимать правила игры и тем более их придумывать, не соблюдают нравственных норм по отношению к детям и взрослым, хотя могут быть осведомлены об их существовании. Рассмотрим готовность детей с ЗПР к интегрированному обучению с группой детей, не имеющих задержки психического развития.

Характерные особенности детей с ЗПР:

1. Выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания.

2. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ.

3. Отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле.

4. Низкая познавательная активность.

5. Недостаточное развитие тонкой моторики рук.

6. Двигательная расторможенность.

7. Недостаточны или искажены навыки чтения, письма.

8. Эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Различают 4 этиологических (по происхождению) варианта ЗПР [39]:

конституциональный;

соматогенный, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, тормозящими психическую активность ребёнка и создающими систему особого режима и запретов;

психогенный, связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеки или жестокости;

церебрально-органический – в результате относительно негрубого повреждения головного мозга. Наиболее стойкими формами ЗПР являются различные её варианты, связанные с церебрально-органической недостаточностью, к числу которых относится так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД, этот термин особенно характерен для англо-американской литературы).

Виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности:

С точки зрения медико-психологических проявлений можно выделить следующие виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности [54]:

– дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности;

– интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма.

Ускоренное созревание подростков как массовое явление принято называть акселерацией, а рано созревающих подростков – акселератами. У мальчиков – акселератов вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздно созревающие ровесники – так называемые ретарданты – отстают примерно на 2 года. Мальчики-акселераты в течение целого ряда лет выше, тяжелее и сильнее остальных, максимум различий приходится на 14–16 лет; у девочек – на 12–14 лет.

Об акселерации очень много говорилось в 1970-х годах, затем стали отмечать ее окончание, а с конца 1980-х годов принято считать, что преобладают проявления инфантильности, а не акселерации [50].

Об инфантилизме говорят в тех случаях, когда случаи отставания, задержки развития (т.е. ретардации) бывают достаточно заметны. Физический инфантилизм часто сочетается с психическим, т.е. с незрелостью для календарного возраста поведения, интересов, с недостаточной самостоятельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности при вполне удовлетворительном интеллекте. Выделяют:

Психофизический или гармоничный инфантилизм – начинает выделяться с первых классов школы, но особенно заметным становится в подростковом возрасте [7]. Характерны тонкое телосложение, мелкие черты лица, его не по возрасту «детское выражение», а также эмоциональная и вегетативная лабильность. Поведение соответствует более младшему возрасту, даже в 15–16 лет доминирует интерес к играм. Такие подростки любят компании более младших товарищей и отличаются несамостоятельностью, детской требовательностью и капризностью («хочу»), некоторой наивностью при достаточно развитом интеллекте; учатся вполне удовлетворительно, даже старательно, обладают неплохим запасом общих знаний.

Психический инфантилизм на фоне нормального или акселерированного физического развития – обнаруживается в 13–16 лет. Касается прежде всего интересов и поведения. Задерживается развитие чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с интересами других, гибко учитывать ситуацию. Медленно формируются морально-этические принципы. Бросается в глаза физическое созревание.

Дисгармоничный (эндокринопатический) инфантилизм связан в первую очередь с нарушением функций гипофиза и половых желез.

Соматогенный инфантилизм встречается у детей и подростков, которые в силу какого-то заболевания были надолго прикованы к постели или крайне ограничены в двигательной активности. Характерно преимущественное отставание в развитии костно-мышечной системы и моторики при удовлетворительном, а иногда и ускоренном половом созревании. [19] Психические черты инфантилизма более всего касаются навыков им умений, а отсюда беспомощность, зависимость от старших, тяготение к обществу малышей.

Инфантилизм как следствие неправильного воспитания чаще всего встречается при сочетании в воспитании элементов «кумира семьи» с чрезмерной опекой. Стремление оградить ребенка от сверстников, избавление от всякого самообслуживания, ограничения в подвижных играх, потакание прихотям приводят к задержке развития навыков и умений моторной неловкости, недостаточной физической силе, неумению общаться со сверстниками, неспособность сдерживать желания. Отсюда тяготение к обществу младших, где легче маскировать свою несостоятельность, а также недостаточное развитие чувства долга и ответственности.

Психофизический и дисгармоничный инфантилизм обусловлены какими-то внутренними факторами, в том числе возможна их генетическая обусловленность [54]. С возрастом проявления этих видов инфантилизма несколько сглаживаются, но никогда не проходят полностью. До пожилого возраста такие лица остаются моложавыми, но зато старение наступает рано и бурно. Соматогенный инфантилизм в благоприятных условиях нивелируется. Инфантилизирующее воспитание может оставить печать на всю жизнь в виде истероидных черт характера.

Психическая незрелость – это, собственно, легкое (невыраженное) проявление инфантилизма.

Осложненный психический инфантилизм – кроме незрелости психики имеется такая патология как церебрастенические проявления (результат, как правило, легких органических повреждений головного мозга), невротические расстройства, соматические и эндокринные заболевания, при отсутствии такой патологии – простой психический инфантилизм.

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности – при задержках речи; так называемых школьных навыков – чтения, письма, счета; при отставании развития психомоторики) [51].

При парциальных задержках речевого развития в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии; чаще встречается моторная алалия – недостаточность или полное отсутствие речевой продукции при сохранности понимания речи; сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранности и раннем появлении речевой активности) не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции – например, способность воспринимать и четко дифференцировать части слышимой речи и использовать её в собственной речи, а также при чтении и письме. Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные проблемы при овладении грамотой и они не любят читать, пересказывать. У таких детей отмечаются нарушения различных близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных [10]. В то же время успеваемость по другим предметам, в т.ч. и по математике, удовлетворительная; моторика не страдает.

Показателем правильного развития детской речи является способность ребёнка 2.5–3-х лет строить предложения из 3–4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах (дай – дает – не дам или киса – кису – кисе). Допустимо, что к 4-м годам у ребенка с хорошо развитой речью может остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например, звук «р» или звуки «л», «ш» или «ч»; если в этом возрасте дети не выговаривают много звуков, то их следует проконсультировать у логопеда.